Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Некоторые итоги Года русского языка и чтения на Тверской земле
Минувший 2007 год был объявлен в России Годом русского языка. В Тверской области он был обозначен как Год русского языка и чтения, и самое активное участие в проведении его мероприятий принимали сотрудники Тверского областного института усовершенствования учителей, Тверской академии славянской культуры, Тверской епархиальной православной общеобразовательной школы имени святителя Тихона Задонского.
На московском фестивале “Неделя русского языка”, который проходил с 10 по 14 июня, были представлены книги наших земляков Николая Лебедева (“Великие русские лексикографы в вузе и школе” и “Знаменитые россияне на Тверской земле”), Вячеслава Воробьева (“Тверской топонимический словарь”), Татьяны Чириной (“Духовная поэзия и проза”).
Тверские методисты выступили с докладами по актуальным проблемам преподавания русского языка в школе на проходившей в Твери международной научной конференции “Дни славянской письменности”, а также на всероссийских лингвистических конференциях и форумах в Москве и Санкт-Петербурге. На всех этих мероприятиях шла речь о необходимости воспитывать у наших граждан, особенно у молодежи, стремление бережно относиться к языку как к уникальному явлению русской культуры. Примечательно, что победителем областного этапа конкурса “Учитель года-2007” стала Наталья Георгиевна Углёва, учитель русского языка и литературы средней школы № 13 из города Ржева.
Тверская земля - край с богатыми литературными традициями. Здесь жили и создавали свои произведения А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.М. Горький, В.Я. Шишков, А.А. Ахматова, Н.А. Гумилев, Б.Н. Полевой, И.С. Соколов-Микитов, К.М. Симонов, А.Д. Дементьев и многие другие. В рамках мероприятий Года русского языка и чтения в Тверской области состоялся конкурс среди старшеклассников, посвященный пребыванию великого поэта России в Тверской губернии, и издан сборник их лучших творческих работ “Пушкин на Тверской земле”. Более 200 юных филологов участвовали в областном конкурсе к 115-летию со дня рождения известного русского писателя, замечательного мастера слова И.С. Соколова-Микитова.
В Тверской области большое внимание уделяется работе с детьми, одаренными в области языка и литературы. Наша область - постоянный участник всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и литературе. Сегодня трое выпускников наших школ - Александр Жигалов, Екатерина Гулидова, Марина Беговатова - успешно учатся на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, куда были приняты без экзаменов как победители всероссийских олимпиад по русскому языку.
В ноябре в Твери, на базе областного института усовершенствования учителей, прошла областная научно-практическая конференция “Русский язык и его роль в развитии культуры, науки и образования”. На конференции - на пленарном заседании и в секциях - выступили около 50 человек. Профессор Людмила Скаковская, директор центра русского языка и культуры ТвГУ, отметила, что русский язык на территории Тверской области, как и в большинстве регионов России, нуждается не только в бережном отношении, но и в сохранении и защите. Современная социокультурная ситуация характеризуется кризисными явлениями как в плане общей, так и речевой культуры населения. Наблюдается снижение уровня владения русским языком в государственной и официальной сфере, пренебрежение нормами русского литературного языка в среде государственных служащих, работников культуры, печати, радио и телевидения.
В целях выявления сегодняшнего состояния читательских интересов учащейся молодежи было проведено анкетирование докладчиков-педагогов, участников областной научно-практической конференции. Оно показало, что изучение литературы в школе было и остается важнейшим средством духовно-нравственного, патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения. Однако в XXI веке книга перестает быть единственным источником знаний для сегодняшних учащихся. Например, многие из школьников, никогда не державшие в руках роман-эпопею Льва Толстого “Война и мир”, судят о нем только по фильму. Нужную информацию для сочинений они нередко “скачивают” из Интернета. Однако, по мнению большинства педагогов, без вдумчивого прочтения и осмысления русской классики невозможно воспитать думающего, культурного человека, истинного гражданина и патриота. В то же время современная школьная программа по литературе нуждается в существенной корректировке. Если в специализированных гуманитарных классах подростки охотно читают русскую классику, то этого нельзя сказать об учащихся классов негуманитарных, где существует острая нехватка часов на изучение литературы.
К каким же выводам пришли участники научно-практической конференции?
В начале третьего тысячелетия книга, как и в прежние времена, оставаясь “экологически чистым” источником знаний, продолжает растить и воспитывать человека, сохраняет свою великую просветительскую роль. Актуальным остается пушкинский афоризм: “Чтение - вот лучшее учение”. Лучшие книги - это те, которые дают богатую пищу для размышлений. И в наше время не устарели слова известного философа Вольтера о том, что “читая авторов, которые хорошо пишут, мы привыкаем хорошо говорить”. Следует также не забывать слова Николая Алексеевича Некрасова о том, что “в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией”.
Хотелось бы верить, что голос педагогов Верхневолжья, участников научно-практической конференции “Русский язык и его роль в развитии культуры, науки и образования”, будет не только услышан, но и побудит к активной деятельности людей, ответственных за воспитание подрастающего поколения, образование и будущее России.
Николай ЛЕБЕДЕВ,
ведущий научный сотрудник научно-методического центра ТОИУУ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ