Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Электронная книга победит книжный голод в регионах - эксперт
22.02.2008
Настоящий книжный голод в провинции из-за несовершенства системы распространения книг, сообщил в интервью РИА Новости главный редактор издательства "Иностранка" Сергей Пархоменко.
"Книга, оказавшаяся в провинции, стоит обычно значительно дороже, чем та же самая в Москве или Петербурге. Поэтому хорошие издания, к примеру, в Новосибирске или Красноярске найти не так просто, а большинство книжных магазинов завалены дешевым трешем вроде Донцовой", - заявил Пархоменко.
Он пояснил, что подобная проблема связана с несовершенством системы распространения книг в современной России. По словам издателя, около 70% всей литературы не только производится, но и потребляется в Москве и Санкт-Петербурге.
"Продавать в провинции качественную и дорогую литературу просто не выгодно: при отпускной цене книги 100 рублей она будет стоить в столичных магазинах не меньше 150, а в провинциальных - 270-300, так как несколько дополнительных посредников накрутят свои проценты", - продолжил Пархоменко.
По мнению издателя, у людей в регионах просто нет денег на книги, учитывая факт более низкой, чем в столице, провинциальной зарплаты.
Он отметил, что позволить себе содержать в регионах книжный склад могут только крупнейшие издательства, например, "ЭКСМО" и "АСТ", или крупнейшие оптовики вроде "Топ-книги", которые имеют собственные магазины.
"Именно они в значительной мере делят региональный книжный рынок, но их ассортимент невелик, так как выгоднее всего привозить в провинцию недорогую литературу развлекательного характера, вроде детективов или любовных романов", - рассказал Пархоменко.
"Теоретически в провинцию могут прийти и менее крупные издательства, но для этого им надо будет объединиться, чтобы содержать на паях собственные склады и сети дистрибуции", - добавил он. Впрочем, по его словам, это вряд ли случится уже в ближайшем будущем.
Кроме того, считает Пархоменко, в населении регионов существенно меньше доля активных читателей книг.
"Потенциальная активная книжная аудитория даже городов-миллионников насчитывает, обычно, всего несколько тысяч человек. И все они уже приспособились как-то добывать интересующие их книги", - сказал собеседник агентства.
Он продолжил, что, книги в провинцию довольно часто попадают из Москвы через знакомых, их просто привозят из командировок или отпусков. "К тому же в регионах сохранилась традиция (уже утраченная в столице) меняться книгами, поэтому один и тот же экземпляр часто читают несколько человек", - добавил он.
ФРАНЦУЗСКИЙ ПУТЬ
Пархоменко отметил, что в мире практически не существует такого колоссального разрыва между ценами на книги в столице и в регионах, как в России. "Во Франции, например, принимаются специальные меры налогового характера, направленные на то, чтобы магазинам было выгодно продавать книги по единой цене - именно по той, которую рассчитывает издатель, и которая напечатана на обложке типографским способом", - отметил он.
По его словам, бесполезно искать во Франции книгу подешевле: "Во Франции - на Елисейских полях или в захудалой деревушке - цена будет одинаковой".
Обеспечить не только столицу, но и всю Россию хорошей литературой, по мнению издателя, помогут дешевые тиражи, сделанные специально для регионов, а также продвижение электронных книг, которые издательства могут распространять через Интернет.
"Очевидно, что такая система значительно дешевле и может решить проблему книжного голода в регионах", - продолжил Пархоменко.
По его словам, главная проблема распространения литературы через Интернет - оплата. "В регионах мало людей, у которых есть пластиковые карты, но выходом здесь может быть использование денег на счетах мобильных телефонов, которые есть у всех", - добавил он.
Пархоменко считает, что в электронный вид первыми перейдут специальная, справочная и учебная литература, и значительная часть детской. "На Западе университеты теперь все реже и реже заказывают бумажные книги для своих библиотек - им это не нужно. Студенты предпочитают пользоваться электронными источниками", - добавил он.
По мнению издателя, современные дети все больше отдают предпочтение интерактивным развивающим книжкам, тем более что новые технологии делают их абсолютно безопасными и долговечными. "Я уверен, что через несколько лет Маршака и Барто станут покупать только бабушки и дедушки, а родители уже будут выбирать современные книги", - сказал он.
Художественная литература, признался собеседник агентства, сдается последней: "Несмотря на то, что "Остров сокровищ" можно скачать в Интернете, его все равно покупают".
В заключение Пархоменко добавил, что, согласно последним исследованиям читательских предпочтений, растет спрос на качественные дорогие издания с хорошей бумагой. "Если читатель покупает книгу, то он хочет, чтобы ее было не только интересно читать, но и приятно брать в руки".