Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В гимназии №44 завершилась Неделя русского языка, литературы, истории и краеведения, посвященная Дням славянской письменности и культуры.
В подготовке и проведении праздника участвовали и учителя, и школьники. Под руководством заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин Светланы Витальевны Ходосовой ребята провели множество познавательных мероприятий. В их числе викторины, конкурсы эмблем Недели и тематических газет, историко-лингвистический «Брейн-ринг», парад литературных героев, устный журнал. Ученицы 11 «А» Анна Пименова и Анна Кудрявцева в игровой форме рассказали школьникам младших классов о появлении букв. В эти дни в Твери и области проходил региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», в котором также участвовали гимназисты. Специальная номинация «Напиши письмо и расскажи, почему мир нуждается в терпимости» была адресована учащимся 9-11 классов.
Большой интерес у ребят вызвал конкурс чтецов «Мое любимое литературное произведение русского поэта (писателя)». Школьники тщательно готовились к нему. А потом с воодушевлением декламировали полюбившиеся им стихи и отрывки из произведений великих творцов, многие из которых создавались на тверской земле. Призовые места заняли Антон Дубакин, Юлия Новик, Анастасия Иванова (5-6-е классы), Наталья Никонова, Илья Назаренко, Карина Арзамасова (7-е классы), Валерия Королева, Карина Богдасарова (8-9-е классы). Среди учащихся одиннадцатых классов жюри отметило Людмилу Моросееву, которая прекрасно прочитала стихотворение Владимира Маяковского, посвященное Лиле Брик. В конкурсе звучали и произведения юных авторов. Валерия Ескина стала победителем в номинации «Юный поэт» за стихотворение «Вечерние трамваи».