Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Пушкинских горах прошел уникальный конкурс учителей
12.02.2008
В Пушкинских горах под Псковом подвели итоги конкурса учителей, в котором наравне с местными педагогами участвовали и коллеги из Прибалтики. Русских школ там сейчас становится всe меньше, и тем почeтнее оказалась награда. Главный приз конкурса получила преподаватель из Эстонии.
Школа имени Пушкина Пушкиногорского района гудит, как улей. На 4 дня штатный коллектив сменили конкурсанты. Очередность уроков определяет жребий. Ученики в восторге: новенькие учителя поют, играют на гитаре, лепят колобков и воплощают образ кошки из стихотворения про весну Саши Черного.
В России конкурсы на "Лучшего учителя года" проводят повсеместно, но этот - единственный в своем роде. Он изначально задумывался как состязание местных педагогов и русскоязычных учителей из Ближнего Зарубежья.
Аркадий Васильев, учитель истории, руководитель отдела образования Пушкиногорского района, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года-2001": "В феврале 2002 года состоялся первый конкурс. Тогда был всего один прибалтийский участник из города Нарвы и 8 участников из Пушкинских гор. Ну а дальше, как снежный ком - о нас стали узнавать в других городах".
Сегодня в Пушкинские горы приезжают уже по 20-30 участников из Латвии, Литвы, Эстонии. За кажущейся легкостью и шутливостью их показательных уроков серьезный труд. Ведь на изучение русской культуры в прибалтийских школах отводится все меньше часов, и учителям приходится изобретать нестандартные способы подачи материала через музыкальные, театральные, хореографические занятия.
Людмила Полякова, председатель Объединения русских учителей Эстонии: "Учитель русского языка - это очень важная фигура в русской школе, это стержень, на который нанизывается множество культур - и национальная, и европейская, и множество других культур".
Пока взрослое жюри подсчитывает баллы, в коридорах дети оживленно обсуждают пережитое на уроках. У них свои критерии и собственная комиссия. Тоже международная.
Марина Зак, член детского жюри (г. Рига, Латвия): "Мы детское жюри, мы не смотрим, как учитель стоит, как одет и как ведет себя. Мы хотим позитивных эмоций, мы хотим улыбок на своих глазах. И не сидеть и не зевать, и не говорить, что нам скучно".
В двух шагах от школы Тригорское, за холмами Михайловское. В том, что уже в седьмой раз конкурс проходит на земле Пушкина, учителя видят особый смысл, духовную связь времен.
Недавно у местного конкурса появился свой настоящий символ - живой розовый пеликан. Он прилетел неведомо откуда, да так и остался в Пушкинских горах. Учителя говорят, главное, что прижился, а из какой он страны - совершенно не важно.
Портрет пушкиногорского пеликана вручают теперь в качестве Гран-при. Причем, сразу трем победителям: "Лучший учитель русской школы за рубежом" - в этом году ею стала Аннели Моргенсон из эстонского города Тапа. "Лучшим педагогом Псковщины" признали Галину Бакусову. Это она так самозабвенно лепила колобка. А дети свой приз отдали учительнице литературы из Риги - Римме Дударевой, за смелое воплощение образа кошки.