Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Казахстане сохраняется тенденция роста числа школьников, обучающихся на государственном языке
31.01.2008
На начало 2007 - 2008 учебного года в Республике Казахстан действовало 313 профессиональных школ (лицеев), 289 из которых являются государственными. В сельской местности расположено почти 40% профессиональных школ (лицеев) республики, и по сравнению с прошлым учебным годом их количество возросло на 16 единиц, говорится в сообщении Агентства республики по статистике, передает корреспондент ИА REGNUM.
Общая численность учащихся составила 106,8 тыс. человек, из которых 1/3 составляют девушки. Число обучающихся на базе основной школы составило 88% к общему числу учащихся, на базе средней школы соответственно - 12%. По сравнению с прошлым учебным годом число учащихся, вместе со специальностью получающих общее среднее образование, увеличилось на 2,3%.
На дневной форме обучения учится 99,7% от общего числа учащихся, при этом 103,5 тыс. человек или около 97% всего контингента обучается в государственных профессиональных школах. Соотношение учащихся, обучающихся на платной основе, и получающих образование по государственному образовательному заказу, составляет соответственно 11,7% и 88,3%.
Сохраняется тенденция роста числа учащихся, обучающихся на государственном языке. По сравнению с прошлым учебным годом этот показатель вырос почти на 8%. Национальный состав учащихся профессиональных школ включает представителей более 70 национальностей. Удельный вес учащихся казахов составляет 55,2%, русских - 31%, украинцев - 2,9%, узбеков - 2,5%, немцев - 2%, татар - 1,6%, уйгуров - 1,3%, прочие национальности - 3,5%.
Подготовка кадров в профессиональных школах велась почти по 130 специальностям. Наиболее распространенными из них являются специальности в области сельского и лесного хозяйства (18,5 тыс. учащихся), строительства и коммунального хозяйства (18,0), в сфере обслуживания (17,8) и технологии машин и оборудования (16,7). Среди учащихся девушек большим спросом пользуются такие специальности как специалист предприятий питания (26,5%), портной-универсал (11,5%), хозяйка усадьбы (10,1%), парикмахер (7%) и оператор ЭВМ (7%).
В 2007 - 2008 учебном году принято на обучение и подготовку 47,2 тыс. человек, из них в сельские профессиональные школы - 14,1 тыс. человек, что на 7,2% больше показателя прошлого года. Выпуск квалифицированных рабочих составил 40,1 тыс. человек, что по сравнению с прошлым учебным годом больше на 2,2%. Направлено на работу 76% выпускников и около 12% рекомендовано на учебу в ВУЗы и колледжи.
В профессиональных школах республики занято 6 165 преподавателей и 4 573 мастеров производственного обучения, где 91% педагогических работников состоят в штате учебных заведений. Число преподавателей-женщин составляет почти 70% от общего числа преподавателей, при этом мастера производственного обучения - женщины занимают около 48%. Из общего числа преподавателей и мастеров производственного обучения высшее образование имеют соответственно 76,2% и 38,6%, отмечают в Агентстве.