Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Рязанском педагогическом университете состоялась областная олимпиада по русскому языку среди учащихся
25.01.2008
Она прошла в рамках 3-го (регионального) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников.
Как рассказал председатель жюри профессор Л.А. Сергиевская, олимпиада этого года особенная. «После прошедшего Года русского языка заметно возрос интерес школьников к особенностям и закономерностям языкового развития», — отметила она.
Для разработки заданий был главным следующий принцип: «Язык стремительно развивается, что обусловлено социальными изменениями».
В задании для каждого класса были включены вопросы, рассчитанные на проверку осведомленности учащихся в истории тех или иных слов русского языка, в частности, их значения и графического изображения. Школьникам пришлось вспомнить историю некоторых букв русского алфавита, которые уже ушли из языка.
Члены жюри, преподаватели кафедры современного русского языка доцент В.А. Лаврентьев и А.Г. Гладышев отметили, что задания были очень сложными, и это не могло не вызвать затруднений у участников олимпиады. Однако радует тот факт, отметили специалисты, что большинство участников более или менее успешно справилось с правописанием. Это свидетельствует о повышении уровня грамотности современной молодежи. «Но вопросы, требующие логического, категориального, понятийного мышления, многим оказались не по силам», — рассказали члены жюри.
Победителями стали ученица 9-го класса лицея №4 г. Рязани И. Куропова, десятиклассница из рязанской школы №53 К. Яшина, учащаяся выпускного класса из села Гремячко Спопинского района А. Комакова.