Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования Эстонии намерено ввести изучение государственного языка во всех русскоязычных детских садах республики, передает Lenta.ru.
По словам министра образования Тыниса Лукаса, начиная с трехлетнего возраста дети должны иметь возможность изучать эстонский. Таким образом, они смогут лучше подготовиться как к школе, так и "вообще к жизни в эстонском обществе".
Власти признают, что реализовать данную инициативу будет сложно из-за нехватки квалифицированных преподавателей. Интерес к эстонскому языку, по словам Лукаса, должен прививаться в игровой форме, "чтобы для детей это не стало досадной обязанностью". При этом ставка учителя в детском саду ниже чем в школе. Правительственная инициатива потребует новых преподавателей, а дошкольные учреждения уже сейчас сталкиваются с нехваткой кадров.