Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Памятник Владимиру Высоцкому работы Михаила Шемякина
23.01.2008
В день 70-летия Владимира Высоцкого, 25 января, в Самаре откроется памятник работы Михаила Шемякина. Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции министр культуры и молодежной политики Самарской области Ольга Рыбакова. "Это первый в мире памятник Высоцкому, созданный его другом Михаилом Шемякиным", – отметила она. По словам Рыбаковой, работы по его созданию начались в конце 2005 года. Создавался монумент в США и был привезен в Самару в конце 2007 года.
Памятник высотой пять метров выполнен из бронзы и представляет собой скульптурную композицию, состоящую из нескольких фигур. В центре – Владимир Высоцкий в роли Гамлета, с гитарой в руках. С правой стороны – фигура мужчины в плаще, олицетворяющая "черного человека", о котором пел Высоцкий, и те губительные силы, что сопровождали его по жизненному пути. Слева, на фоне решетки, – надзиратель со связкой ключей, а ближе к центру – женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и музу поэта.
29 ноября 1967 года состоялось первое сольное выступление Высоцкого перед массовой аудиторией. Рассчитанный на шесть тысяч человек зал был набит до отказа. По словам организаторов того концерта, Высоцкий не хотел выступать перед большой аудиторией, и им тогда пришлось прибегнуть к обману: Высоцкому сказали, что зал будет обычный, небольшой. Именно в Самаре (тогда – Куйбышеве) в 1985 году был открыт первый в Советском Союзе музей Владимира Высоцкого.
Именем Высоцкого десять лет назад, 25 января 1998 года, в Самаре была названа улица. Его имя носит также один из самарских скверов. По словам Рыбаковой, "к сожалению, Михаил Шемякин на открытие памятника приехать не сможет. Скорее всего, он приедет в Самару в феврале". С Шемякиным Высоцкий познакомился в 1974 году в Париже. Ему посвящены многие песни Владимира Высоцкого.