Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фонд "Охта" ежегодно знакомит публику с художественным наследием одного из наших современников. В этом году мы хотим познакомить Вас с творчеством замечательного петербургского художника Владимира Васильевича Жукова. По словам исполнительного директора фонда "Охта" Софии Касым: "его талант многогранен - от графики и резьбы по дереву - до живописи". Владимир Жуков начал свой путь художника на Волге в древнем Ярославле, попав туда прямо из горницы дома в селе Мельничном, дома его школьного учителя рисования, который и преподал первые уроки ремесла живописца и посоветовал ехать в Ярославль.
Затем был полный академический курс обучения в институте им. Репина в Ленинграде, ленинградские музеи, библиотеки и выставки. "…Пожалуй, самое существенное в творческом кредо Жукова - внутренняя собранность, сосредоточенность, позволяющая услышать Тишину приоткрываемой им духовной реальности. Мир художника всегда сомасштабен авторскому "я", - со своей биографией, своими привязанностями и симпатиями. Здесь - ничего натужного, надуманного, манерного. Все - предельно естественно". Лев Мочалов.
Ученик П. Кондратьева и П. Филонова, Жуков зачастую отходит от чисто натурного видения, открывая нечто художественно значимое в самом элементарном. Источником неожиданных пространственных ощущений становятся простейшие предметы: стул, стол, вплоть до обычной комнатной двери. "Окончательный выбор я не сделал и не сделаю, но во всех увлечениях (это не метания, а увлечения) я доверяю только своему чувству" (В. Жуков).