Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Петербурге отмечают 125-летие со дня рождения Алексея Толстого
14.01.2008
Сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения великого писателя, поэта и драматурга, русского графа Алексея Толстого.
Творчество Алексея Николаевича вмещало в себя исторические и социальные романы, очерки о войне и повести для детей, фантастику и социалистический реализм. До сих пор мир читает его произведения: «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Детство Никиты», «Аэлита», «Приключения Буратино», «Русский характер», «Иван Грозный», «Калиостро», «Гиперболоид инженера Гарина», «За синими реками», «Голубые города». По его романам снимают фильмы, ставят спектакли, пишет www.amur.info.
Мало кто знает, что писать он начал после встречи с цыганкой, сообщает НТВ. Писательская карьера Алексея Толстого началась с небольшого сборника стихов. Это была эпоха Серебряного века и шумных вечеров в подвале «Бродячей cобаки».
Толстой стал одним из основателей и идеологов клуба. Здесь молодой граф частенько эпатировал публику и прекрасно вписывался в скандальный образ заведения.
Однажды Алексей Толстой, будучи изрядно навеселе, действительно надел наизнанку свою меховую шубу, ползал по подвалу на четвереньках, распевал собачий гимн, гавкал и хватал дам за ноги. Такое поведение вызвало явное неодобрение со стороны гостей клуба и больше подобные шалости не повторялись.
С началом первой мировой войны «Собака» закрылась. Алексей Толстой эмигрировал с семьей во Францию. Иностранных языков он не знал, и знать не хотел. Как настоящий патриот продолжал писать для русских.
В 1923 году, несмотря на то, что к тому времени уже расстреляли Николая Гумилёва, Толстой без копейки вернулся в Россию. Тогда с ним произошла любопытная история.
Михаил Толстой, внук писателя: «Послали Алексея Толстого за молоком. Вообще, он был достаточно нехозяйственный. Но это поручение могли дать. Дали ему полтинник денег и послали купить молока и булки. Он вышел на улицу, на Ждановку, а по дороге ему попалась цыганка.
Говорит, дай погадаю. И Алексей Толстой ей отдал пятьдесят копеек. И она ему нагадала: „Ты, барин молодой, будешь богатым и знаменитым писателем“. И он довольный вернулся домой без булки и без молока. И сел за стол писать».
После этого он написал «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина» и действительно стал знаменитым.
Встав на ноги, Толстой начал устраивать у себя вечера. Вскоре его дом в Царском селе стал центром постоянных встреч петербургской интеллигенции — своеобразная аналогия «Бродячей cобаки».
Здесь в период голода и бедности можно было и наесться, и напиться. Перед своими гостями хозяин не мелочился. Однако многие его не любили. Аристократия — за то, что он не был расстрелян вместе со всеми, а коммунисты — за дворянское происхождение. Отсюда и прозвище — Красный Граф.
Толстой оказался любимчиком Сталина и стал образцовым советским писателем. Он мог писать все: от исторического эпоса «Пётр I» до детской сказки «Буратино».
«Он был веселый, интересный собеседник, отличный рассказчик: был наделен немалым и очень зорким умом; прекрасно владел богатым русским языком, всё русское знал и чувствовал, как очень немногие…», – вспоминал Иван Бунин, передает канал "Культура".
Философская глубина и реалистичность, тонкий психологизм и стремление к научной точности, - вот те черты, что определяют творческий почерк Алексея Николаевича. Благодаря чему мы вновь возвращаемся к «Аэлите», «Калиостро», «Петру I» и «Хождению по мукам».