Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Завершился творческий радиопроект «Язык мой - друг мой!»
21.12.2007
Подходит к завершению 2007 год, объявленный Президентом России Годом русского языка. Завершился творческий радиопроект «Язык мой — друг мой!», организованный Читинским областным радио совместно с филологическим факультетом ЗабГГПУ и библиотеками областного центра. В течение почти всего года радиослушатели могли поучаствовать в лингвистической викторине, а также обсудить в прямом эфире актуальные проблемы русского языка.
Всего 15 радиопередач о богатстве русского языка, проблемах жаргонизации молодежной речи, использования нецензурных выражений. В центре внимания — самые актуальные вопросы. И как отголосок на все это — более 100 писем и несколько сотен звонков с ответами на вопросы викторины, интересными идеями, пожеланиями и предложениями.
Елена Макарова, главный консультунт программы: "Когда этот проект начинался, у меня было несколько скептическое к нему отношение, поскольку русский язык — не всякий к этому способен, и будут ли письма, будут ли звонить. Оказалось — да. В Чите есть люди, которые интересуются русским языком, я была приятно удивлена, что люди действительно болеют душой за наш язык и очень его любят".
Участвовали в радиопроекте и стар, и млад. Студенты, школьники, пенсионеры и не только из Читы, также из Шилкинского, Хилокского, Петровск-Забайкальского районов.
Екатерина Князева, победитель проекта: "Я думаю, это очень нужная викторина для людей, которые могут выразить свое отношение к русскому языку и его любят, я тоже очень люблю русский язык, считаю, это хорошее мероприятие".
Всего свыше 20 победителей. Среди них Борис Леонидович Минеев - бывший учитель истории. Более 30 лет проработал в обществе слепых руководителем. Никогда его деятельность не была связана с русским языком, а стал победителем, считает, потому что у него есть очень хорошее качество — любознательность.
Борис Минеев, победитель радиопроекта: "Сама по себе викторина вся интересная, много было вопросов, викторина подталкивала к поиску новых знаний. Когда ищешь, попадается что-то еще другое. Викторина интересна тем, что узнаешь, и чем больше узнаешь, тем больше хочется знать".
На этом организаторы останавливаться не хотят: много предложений со стороны слушателей. Заключительная же передача цикла "Язык мой — друг мой!" с именами победителей выйдет в эфире Читинского областного радио 24 декабря в 13.30.