Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Год русского языка повысил уровень культуры россиян
17.12.2007
Мероприятия в рамках Года русского языка положительно сказались на уровне чтения россиян и повысили культурный уровень в России, считает директор секретариата Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Наталья Рогожина.
«Тот факт, что 2007 год стал официально в России Годом русского языка, демонстрирует, повышенное внимание к проблеме как общественности, так и государства», - сказала она в пятницу в ходе круглого стола на тему «Прошлое, настоящее и будущее русского языка и чтения». В рамках Года русского языка было проведено большое количество мероприятий более чем в 100 странах. По словам Рогожиной, это событие имело большой отклик и у нас в стране.
«Несколько лет назад много говорили о том, что в России падает уровень культуры, на улице мы слышим неприличную лексику, за которую раньше штрафовали, что дети мало читают, что плохо развивается речь подрастающего поколения. Сейчас же, по данным социологических исследований, профессиональных объединений русистов, наметилась положительная динамика в этом процессе», - отметила она.
Одним из признаков позитивных перемен, по мнению Рогожиной, стал возросший интерес к чтению у бизнесменов. Среди характеристик, необходимых для получения хорошей работы и последующего карьерного роста, выделяют владение речью. А владение речью невозможно без чтения литературы, передает РИА "Новости".