Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лауреат студенческого «Букера» ждет встречи с читателями
12.12.2007
Писательница и литературный обозреватель Майя Кучерская, ставшая в этом году лауреатом литературной премии "Студенческий Букер" за книгу "Бог дождя", ждет встречи со своим читателем.
"Мне страшно интересно, кто эти 15 тысяч читателей, которые уже купили и прочли мой роман. Кто те десятки тысяч, которые прочитали "Современный патерик", - призналась Майя Кучерская в интервью РИА Новости.
В книге Майи Кучерской "Бог дождя" рассказывается история молодой девушки Ани, студентки МГУ, которая, встав на путь воцерковления, проходит все сопутствующие этапы. Кульминацией романа становится влюбленность Ани в своего духовника.
Обе книги Кучерской, - и "Бог дождя", и изданный ранее "Современный патерик" активно обсуждались в литературных и церковных кругах. Обе книги называли чуть ли не единственной попыткой говорить о церкви современным языком. Однако высказывались и мнения, что творчество Кучерской, - насмешка над церковной жизнью, проявление неделикатного отношения к православию.
Тем не мене, книги Кучерской нередко можно увидеть и в церковных книжных лавках.
На вопрос, как писательница относится к тому, что ее книги можно приобрести в церквях, Кучерская ответила: "Прекрасно, что и там тоже. Ведь если мои книги там продаются, это значит, по крайней мере в некоторых приходах ситуация не столь катастрофична, как можно было бы подумать".
Многих читателей, обсуждавших книгу "Бог дождя" в различных форумах, интересовал вопрос, насколько события, описанные в книге, отражают опыт самой писательницы. Майя Кучерская прокомментировала это так: "Все, что касается чувств, в "Боге дождя" совершенно автобиографично. Что же до конкретных лиц, обстоятельств и событий - там очень многое вымышлено, хотя и нарочно стилизованно под документальную прозу. Это была осознанная художественная задача - создать у читателя иллюзию, что все именно так и было. Но... я вас разочарую, да? Именно так не было. Было совершенно иначе".
Премия "Студенческий Букер" была вручена Майе Кучерской на церемонии "Русского Букера - 2007" 5 декабря "за смелое решение - честно и эмоционально обсудить с читателем важную для нашего времени проблему духовного поиска".
Премия "Студенческий Букер" была учреждена в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ совместно с фондом "Русский Букер". С 2005 года к проекту подключились различные факультеты университетов в Санкт-Петербурге, Москвы и Перми.
Лауреатами "Студенческого Букера" в 2004, 2005 и 2006 годах становились соответственно Андрей Геласимов ("Рахиль"), Дмитрий Быков ("Эвакуатор") и Ольга Славникова ("2017").
По мнению Майи Кучерской студенческая премия по сравнению со "взрослым" Букером отличается большей адресностью. "Что такое "лучший роман года" все равно не очень понятно, в этом году, например, в шорт-лист входили и триллер, и детектив, и повесть. Зато что такое "лучший роман года по мнению студентов" - гораздо ясней!"