Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Встреча Евгения Евтушенко с читателями, во время которой поэт представил публике новую книгу под названием «Весь Евтушенко», отметила начало дней поэта в Москве. Они проходят в рамках «Года русского языка». В одном из столичных книжных магазинов собрались почитатели творчества поэта, количество которых с годами не убывает. Рассказывают «Новости культуры».
Евтушенко прибыл на встречу с читателями прямо из аэропорта. «Я сам еще не видел книги», – признался он откровенно. «Хорошее средство для самообороны», – пошутил поэт, глядя на увесистое издание. Название «Весь Евтушенко» вовсе не означает, что в этом сборнике есть все его стихи. Напротив, там собраны самые лучшие, отобранные для сборника самим автором. «Звучит угрожающе – как грохот высокогорного селя, неугомонно грозя головам ни в чем неповинных читателей. Множество романов, повестей, и тысяча стихов с устрашающей неутомимостью написанных мною с четырех лет до семидесяти четырех», – замечает поэт.
В книге есть самое первое стихотворение поэта, но нет последнего, которое Евтушенко решил прочитать слушателям:
Помню слушал на рассвете Ледовитый океан,
То, как пел ему Лоретти – соловеистый пацан.
И не знал он, Робертино,
Кость матросского стола,
Что работа – работетта
Нерп в ловушку зазвала...
«Это предельно откровенный автопортрет и галерея поэтических портретов моих современников – от сибирской бетонщицы Нюшки до Шостаковича и Сахарова, Пикассо, Роберта Кеннеди», – так говорит о своем новом сборнике автор. Пока читатели наслаждаются новой книгой, поэт готовится к премьере рок-оперы «Идут белые снеги...», которую на днях услышит Москва.