Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Доме детского творчества "Остров" прошла встреча преподавателей русского языка и литературы
Преподаватели русского языка и литературы собрались вчера, 6 декабря, в Доме детского творчества "Остров" на вечер, посвященный Году русского языка и чтения. На встречу, как рассказывает председатель профкома работников образования Раиса Решетникова, были приглашены работающие педагоги пенсионного возраста и те, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Эти люди немало сделали для воспитания у детей уважения и любви к родному языку и литературе.
Словесники обменялись мнениями по проблемам развития языка, его засоренности словами иноязычного происхождения, о его роли в формировании личности и культуры страны в целом. Перед наставниками выступили дети - учащиеся школы № 4, которые занимаются изучением литературного краеведения под руководством Надежды Казанцевой и создали литературно-краеведческий музей.
Слова благодарности прозвучали в адрес старейших педагогов - преподавателей русского языка и литературы за их многолетнее служение своему делу. На большом экране появлялись портреты заслуженных словесников Миасса, каждое новое изображение коллеги встречали аплодисментами.