Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Уровень грамотности в России «скатился» ниже среднего
05.12.2007
Российские старшеклассники показали результаты ниже среднего в международном тестировании по чтению и математике, проводимом под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) проводились среди 15-летних учащихся школ в 58 странах. Россия оказалась в группе "ниже среднего" и по навыкам чтения, и по математическим навыкам, и по знанию естественных наук.
По чтению даже в пределах группы ниже среднего россияне уступили Исландии, Норвегии, Чехии, Венгрии, Латвии, Люксембургу, Хорватии, Португалии, Литве, Италии, Словакии, Испании, Греции, Турции и Чили (в порядке убывания результатов в группе). По математике - соответственно Словакии, Венгрии, Люксембургу, Норвегии, Литве, Латвии, Испании и Азербайджану. Сразу за Россией в рейтинге PISA следуют США.
Однако в PISA-2006 ухудшили свои показатели и многие крупные западные страны. Так, Великобритания в 2000 году, когда она последний раз принимала участие в тестировании, находилась в группе "выше среднего", однако в 2006 году она перешла в группу среднего уровня. Первое место по пониманию письменного текста заняли школьники Южной Кореи, а по математике - Тайваня. Второе место по обеим позициям досталось Финляндии, третье, также по обеим позициям, - Гонконгу.
Из протестированных постсоветских стран самые лучшие результаты показала Эстония. По чтению средний балл у эстонских школьников составил 501, по математике - 515. Это выше среднего уровня. Понимание письменного текста у российских подростков было оценено в 440, их математические навыки - в 476 баллов. По чтению Россия на два пункта ухудшила свой результат 2003 года, а по математике - улучшила на семь пунктов. Слабее всех, как и по естественным наукам, выступила Киргизия, занявшая последнее место в обоих рейтингах.
PISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний учащихся средних школ из разных государств. Это тестирование ОЭСР проводят раз в три года среди 15-летних школьников в десятках стран мира, в совокупности отвечающих за 90% мирового ВВП и не обязательно являющихся членами ОЭСР. Исследование PISA можно назвать исчерпывающим и достоверным, но не всегда однозначным, отмечает BBC.