Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
По инициативе президента России Владимира Путина 2007 год был объявлен Годом русского языка в России и в мире.
Прежде всего это означает, что год был посвящен пересмотру и более глубокому анализу роли преподавания и функционирования, активной пропаганде русского языка в России по всему миру. В пятницу в библиотеке имени Бунина состоялся круглый стол «Язык творит Россию», посвященный подведению итогов Года русского языка.
В организации круглого стола приняли участие Управление образования и молодежной политики Департамента социальной политики Орловской области, Орловское региональное отделение общественной организации «Педагогическое общество России», ОГОУДОД «Центр программирования и моделирования дополнительного образования и систем воспитания».
В начале мероприятия была обозначена его основная цель – подвести итоги проделанной за год работы и персонально наградить тех, кто внес свой вклад в общее дело, кто «очень бережно и трепетно относится к русскому языку».
На два часа за круглым столом собрались разные люди – от школьников и студентов до учителей, преподавателей вузов, заведующих библиотеками и др. Поэтому и выступления на заседании были разными: кто-то говорил об официальных итоговых мероприятиях в рамках программы по году русского языка, кто-то эмоционально и проникновенно цитировал «гибкий, пышный и неисчерпаемо богатый» русский язык писателей, культурных деятелей. В этот день можно было насладиться классическим русским языком, снова увидеть его богатство и великолепие в строках Вяземского, Бунина, Тургенева, процитированных выступающими, и сравнить его с современным состоянием.
Л. П. Коренев, почетный работник высшего профессионального образования РФ, председатель правления Орловского регионального отделения «Педагогического общества России» рассказал о проведенных Педагогическим обществом России мероприятиях в 2007 году: организации книжных выставок в Киргизии, Украине, Белоруссии, Казахстане, странах Балтии, издании учебных пособий по русскому языку совместно с ОГУ и ОГТУ. Кроме того, под эгидой Педагогического общества проводится Международная ярмарка интеллектуальной культуры, в рамках которой проводятся мастер-классы по совершенствованию языковой культуры, в том числе среди детской аудитории и молодежи.
Преподаватели филологических дисциплин и учителя русского языка и литературы, по сути, подводили годовые итоги. Ведь вся их деятельность самым непосредственным образом связана с пропагандой русского языка и с возрождением нашего национального богатства – культуры.
Много работы, помогающей учителю-словеснику научить молодое поколение любить и ценить родную речь, проводит Областной институт усовершенствования учителей. Это многочисленные конкурсы и курсы повышения квалификации для преподавателей, предметные олимпиады для школьников (для справки: уже доброй традицией стали призовые места орловских школьников на Всероссийском этапе олимпиад по русскому языку и литературе). Приятно, что в последнее время вся та огромная работа, которая ежедневно ведется учителями-словесниками, поддерживается и поощряется на федеральном уровне: в этом году 13 учителей получили Президентские премии за свой труд.
Рассказывали и об инновациях в учебном процессе, позволяющих быть в ногу со временем. Так зав. кафедрой русского языка и педагогики ОрелГТУ, профессор Б. Г. Бобылев сообщил присутствующим о разработке и внедрении новой технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку, позволяющего обеспечить дифференцированное измерение учебных достижений студентов разных специальностей, разного типа мышления.
Кафедра русского языка ОГУ представила отчет о проделанной за год работе в виде выставочных материалов (сборники и пособия, изданные кафедрой), а также рассказом о проведенной осенью Международной конференции по проблемам ономасиологии и теории номинации.
Проблема сохранения русского языка и становления языковой личности в современном российском обществе неразрывно связана с проблемой повышения общекультурного уровня личности. К сожалению, сейчас везде и всюду можно наблюдать падение общекультурного уровня среди населения. Удивительно, но бескультурие как-то быстро вошло если не в моду, то в привычку. Похоже, в привычку входит и то, что ранее самая читающая нация сегодня упорно избегает книг: по данным статистики, всего 17 % россиян берут в руки книги в течение года. Однако, в том, что чтение – это «развитие ума, души и сердца» сомневаться не приходится.
О том, какие меры принимаются на Орловщине для возрождения книжной культуры рассказала зам. директора по библиотечной работе ОГУК «Орловская областная библиотека им. Бунина» Ю. В. Жукова. В рамках программы по повышению культуры чтения среди населения на 2007-2020 гг. усилиями библиотеки проводились праздник «Орловская книга-2007», многочисленные акции среди читателей библиотеки «Читающая Орловщина», Павленковские чтения и др.
Наградами для участников заседания стали, конечно же, книги, в том числе издательства Павленко.
По истине, философски зазвучал вопрос, заданный зав. кабинетом русского языка и литературы ОИУУ М. Е. Цыганковой: «Что такое год в жизни человека?» С одной стороны, это лишь небольшой временной отрезок длиной в столько-то месяцев и столько-то дней. С другой, - этот отрезок может быть очень значительным, насыщенным, важным, если только мы сами этого захотим.
2007 год - Год русского языка – заканчивается, но русский язык требует регулярного внимательного отношения к себе. И для того, чтобы помочь ему остаться богатством и достоянием нации, совсем не обязательно ждать появления новой крупной программы федерального масштаба. Каждый носитель языка может начать с малого – с собственного к нему отношения, с совершенствования собственной речи. «Вселенную изумительной красоты» - русский язык – может творить каждый говорящий на русском...