Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Краевая научно-практическая конференция «Роль библиотек в укреплении позиций детского чтения» проходит на Алтае
29.11.2007
В ходе конференции обсуждаются вопросы статуса современной детской библиотеки, её роли в поддержке и продвижении детского чтения.
В обсуждении актуальных вопросов принимают участие работники библиотечной системы края - муниципальных и краевых библиотек, в том числе Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Также участвуют представители управления Алтайского края по культуре, Барнаульского государственного педагогического университета.
Стоит отметить, что сохранение, развитие и модернизация библиотечной системы определены в качестве одного из приоритетов развития отечественной культуры в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2007 года.
В первый день конференции обсуждалась реализация краевой целевой программы «Культура Алтая» на 2007-2010 годы как инструмента региональной политики в области чтения.
Значимость развития библиотечной сети для региона, укрепления местной информационно-библиотечной сети отметил глава администрации края Александр Карлин. «Президент России Владимир Путин ставит задачу превратить библиотеки «в реальные информационные, культурные и досуговые центры». В рамках целевой программы «Культура Алтайского края» администрация края продолжает государственную поддержку приоритетных направлений развития отрасли культуры», - подчеркнул Александр Карлин на съезде Совета муниципальных образований края в мае текущего года. Так, общий объем финансирования поддержки и развития библиотек края на четыре года в рамках программы составит около 40 млн. рублей - почти треть от общей суммы расходов на программу.
Сегодня участникам конференции был презентован ряд изданий: книга «Детство, опалённое войной», литературно-художественное издание, семейная газета «Это мой мир».
Управление государственной службы занятости населения Алтайского края представило сборник «Радуга профессий». В ней опубликованы сочинения и рисунки детей-победителей одноименного конкурса, который проводится ежегодно краевой службой занятости и краевыми управлениями по образованию и делам молодежи, по печати и информации. «Творческие работы школьников выполнены в широком тематическом диапазоне. Сочинения, рисунки, поделки из природных материалов демонстрируют не только хорошее знание тонкостей работы врачей, учителей, трактористов, сталеваров, художников, но и большой интерес к той или иной профессии», - отмечают в управлении государственной службы занятости населения края.
Стоит отметить, что новое красочное издание передано в рамках конференции в дар детским библиотекам края.
Кроме того, сегодня обсуждались вопросы комплектования детских библиотек, задачи информационного обслуживания пользователей, информационные технологии в библиотеках: формирование, создание и использование электронных ресурсов.
Опытом работы школьных библиотек поделились представители г.Барнаула и Михайловского района. О результатах социологического исследования роли семьи в воспитании читателя рассказала заведующая информационно-библиографическим отделом центральной детской библиотеки г.Заринска. Славгородские библиотекари представили проект «Радуйся жизни и читай!». О практике библиотечно-информационного обслуживания детей, попавших в трудные жизненные ситуации, рассказали представители краевой детской библиотеки и центральной библиотечной системы Косихинского района.
Также в рамках конференции состоялось награждение сотрудников детских библиотек края по итогам проведения Года русского языка в России и Года детского чтения в крае.
Во второй день конференции, 28 ноября, состоится «круглый стол», участникам которого предстоит высказать мнение о роли детских библиотек. На обсуждение вынесена тема: «Детская библиотека – центр изящной словесности или информационно-досуговый центр». Участие в мероприятии примут также представители Барнаульского государственного педагогического университета.
Конференция проводится в Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К.Крупской (пр. Строителей, 21)