Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
О русской деревне никто не мог сказать лучше, чем Лев Толстой. В честь одноименного произведения Льва Николаевича была названа выставка «Песни на деревне», которая открылась в филиале музея Толстого. Экспонаты, собранные на выставке, позволяют современному зрителю увидеть красоту русской души, какой ее видел писатель. Экспозиция стала плодом совместного труда работников музея Толстого и музея-заповедника Сергиева Посада. Об открытии выставки на Пятницкой улице рассказывают «Новости культуры».
Открытие выставки – событие долгожданное. Организаторы готовились к нему полтора года. Основная сложность при подготовке экспозиции состояла в том, чтобы отобрать из фондов двух музеев наиболее яркие экспонаты, соответствующие концепции выставки. «Нам нужны были предметы, которые видел Лев Николаевич, которые находились рядом с ним – вокруг имений. Поэтому нужно было отбирать в основном предметы южно-русского региона», – поясняют организаторы выставки.
Музей-заповедник Сергиева Посада собрал для выставки уникальную коллекцию предметов крестьянского быта. «Кручинные» наряды – старинный экспонат, привезенный сотрудниками музея из экспедиции в Южной России. Платье солдатки – подобные наряды надевали женщины, мужья которых уходили в рекруты. Легендарные «пушки» – это серьги из пуха, которыми не уставал восхищаться Толстой. Музей Толстого со своей стороны обогатил экспозицию редкими фотографиями Толстого, живописными полотнами. На выставке представлены также зарисовки крестьянских типажей, сделанные дочерью писателя. Соединив две коллекции, организаторы экспозиции получили неожиданные результаты: «Когда мы отбирали предметы для выставки, брали в основном предметы Тульской губернии. И вот среди них был этот костюм. Когда мы его привезли, то увидели что костюм, изображенный на выставленной здесь фотографии, один к одному с нашим», – рассказывают они.
В выставочном зале устроена импровизированная терраса дома Толстого, украшенная балясинами в виде петуха, бабы, коня. Стрижи на стеклах стендов – это еще одно напоминание о жизни Толстого. «Это очень примечательный символ. Стрижом называли Толстого современники», – замечает директор Музея Толстого Виталий Ремизов. «Снимаю покров с натуры» – так любил говорить Толстой о своем творчестве. Он черпал вдохновение, наблюдая за работой крестьян, их творчеством, он работал вместе с ними. Вслед за Толстым посетители выставки могут попробовать себя в ремесленном творчестве. Специально для них организованы мастер-классы от народных умельцев.