Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом году отмечается сразу несколько дат, связанных с семьёй Цветаевых. Прежде всего, это 160-летие со дня рождения отца поэтессы Ивана Цветаева, создателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина, и 115 лет со дня рождения самой Марины Ивановны. В Музее изобразительных искусств открылась 15 Международная научная конференция, посвящённая роли семьи Цветаевых в истории и культуре России. Первый день был посвящён Ивану Владимировичу Цветаеву.
Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина, сказала: «Он подчеркнул значение музеев как общественного дела, а не только как прихоти, пусть даже самой возвышенной, пусть даже самой замечательной, но все-таки отдельных богатых частных лиц, которые собирали коллекции».
Перед началом конференции её участники просмотрели хронику 1912 года – открытие Музея изобразительных искусств имени Пушкина, приезд царской семьи. Музей создавался как учебный при Московском Государственном Университете. Потом музей античных слепков превратился в музей истории скульптуры. Новая концепция долго не приживалась, имя основателя замалчивалось. Даже столетие со дня рождения Ивана Цветаева не отмечалось. Только в 80-е годы появились первые публикации об учёном.
К открытию конференции совместно с дрезденскими коллегами подготовлена книга «Устроить в Москве маленький Альбертинум». Это переписка между Иваном Цветаевым и Георгом Трейем – директором дрезденского Альбертинума. В сборнике – 125 писем, в которых обсуждаются проблемы, связанные с созданием нового Музея.
Мартин Рот, директор Государственных художественных собраний Дрездена, рассказал о работе над сборником: «Чему я научился в процессе работы над этой книгой, так это тому, то концепция, которая тогда была у Цветаева, очень актуальна в наши дни».