Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
За рубежом отмечают усилия России по поддержке своего языка - ректор СПбГУ Вербицкая
08.10.2007
Члены Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) отмечают усилия России по поддержке своего языка, заявила ректор Петербургского госуниверситета (СПбГУ), президент ассоциации Людмила Вербицкая на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в пятницу.
"За рубежом уже поняли, что Россия приняла решение поддерживать свой язык. Члены конгресса МАПРЯЛ из 75 стран мира отметили те усилия, которые принимаются в России по поддержке и сохранению языка", - отметила она.
Л.Вербицкая рассказала, что конгресс МАПРЯЛ, прошедший в сентябре в болгарской Варне, собрал 1,5 тысяч участников, среди которых были 200 учителей школ.
Со своей стороны декан филологического факультета СПбГУ Сергей Богданов отметил, что Л.Вербицкая была выбрана президентом МАПРЯЛ почти единогласно, что "свидетельствует о признании заслуг ректора в деле сохранения языка".
"Первый раз за всю историю нашей страны сложились объективные основания для построения осознанной политики в сфере русского языка. И совершенно не случайно, что 70 ведущих членов МАПРЯЛ из 72 проголосовали за Людмилу Алексеевну и выбрали ее президентом ассоциации на 4 года", - добавил С.Богданов.
Вместе с тем, С.Богданов рассказал, до конца следующего года в России должна появиться новая "линейка" школьных учебников по русскому языку.
"Эти учебники готовятся совместно специалистами СПбГУ, педагогического университета имени Герцена и учителями школ. К концу следующего года разработка новой "линейки" должна быть завершена", - сказал С.Богданов.
По его мнению, большое количество учебников по предмету, которое сейчас существует в России, никак не способствует сохранению и сбережению языка.
"Сейчас в России около 70 различных учебников по русскому языку. Это уже некоторый перебор. По этому предмету должны быть два или три учебника, а все остальное - авторские приложения", - отметил декан.
Вместе с тем, он добавил, что до конца текущего года университет представит предпечатный вариант первого комплексного нормативного словаря по русскому языку, разработанный в СПбГУ.