Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
\"Крокодил\" - журнал, который пережил несколько рождений
28.08.2007
27 августа 1922 года подписчики «Рабочей газеты», издававшейся в Москве под редакцией К.С. Еремеева, вместо традиционного сатирического приложения получили первый номер журнала «Крокодил».
В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил - смелый из смелых - против крокодилов черных и белых» четко была сформулирована задача издания:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила!
«Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА», - заявлял Демьян Бедный от имени всей «краснокрокодильской компании» и заверял, что она, эта компания, приложит все свои старания, чтобы достойно описать деяния крокодильского племени нэпманов.
Красный Крокодил, таким образом, должен был решать, прежде всего, политические задачи - бороться с буржуазными извращениями НЭПа, охотиться на идеологических противников в водах «нэповского Нила».
Одним из первых, на кого стал охотиться Красный Крокодил, стал Л.Б.Каменев. Во втором номере журнала на председателя Моссовета была помещена злобная карикатура.
Внимание сатириков «Крокодила» устремлялось также на недостатки хозяйственной жизни страны. Он бичевал империалистов, иностранных шпионов, вредителей, бракоделов, тунеядцев, недобросовестных работников сферы услуг и вообще всех, кто тормозил строительство социализма.
Журнал благополучно пережил множество прочно забытых журналов-коллег, был свидетелем нэпа, индустриализации, коллективизации, поднятой целины и прочих событий и потрясений в истории нашей страны. Кроме того, это еще и одно из немногочисленных советских печатных изданий, переживших такие потрясения как перестройка и либеральные реформы.
Сначала это был еженедельник, а с 1932 года «Крокодил» стал выходить 3 раза в месяц. В 1972 году журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени. В журнале печатались Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров и многие другие видные советские писатели, сотрудничали художники Дмитрий Моор, Виктор Дени, Борис Ефимов, Кукрыниксы.
В Москве был общесоюзный "Крокодил", в республиках, союзных и автономных были свои журналы - на Украине "Перець", в Белоруссии "Вожык" (ежик), в Литве "Шлуота" (метла), в Грузии "Нианги", что в переводе с грузинского тоже значит "Крокодил".
В середине 1980-х годов тираж «Крокодила» составлял немыслимые по сегодняшним временам 5 млн 600 тыс. экземпляров.
В 1970-80 годы в журнале публиковались фельетоны В. Канаева, Р. Киреева, А. Моралевича, С. Бодрова, Ю. Борина, А. Ходанова, А. Вихрева; юмористические рассказы С. Комиссаренко, Б. Привалова, Л. Наумова, Б. Ласкина, М. Казовского, Е. Шатько и многих других авторов. Карикатуры рисовали Г. Огородников, Г. Андрианов, Ю. Черепанов, С. Спасский, Е. Ведерников, В. Добровольский, Е. Гуров, И. Сычев, В. Мочалов. Проводились разнообразные конкурсы среди читателей.
На журнальном логотипе крокодил держал в лапах вилы, поэтому главная рубрика журнала называлась "Вилы в бок". Согласно общепринятому мнению, если в ней про кого-нибудь писали, то этого несчастного вышестоящая инстанция немедленно снимала с должности. Но поскольку заметки в этой рубрике (их называли просто - вилами) были маленькими и неинтересными в принципе (например, о том, что в каком-нибудь райцентре на складе сгнила капуста), писать их поручали молодым авторам. А еще была рубрика "Нарочно не придумаешь", в которую люди со всей страны присылали смешные вещи.
Другие рубрики «Крокодила» (на период середины 1980-х годов) назывались: «Ба, знакомые все лица!», «Крокодильский веселый кроссворд» (КВК), «Улыбки разный широты», «Под углом 40 градусов», «Какой я Хозяин?», «Крокодил помог», «Читатель взволнован», «Мимоходом».
В дополнение к журналу издавалась серия карманного формата «Библиотека Крокодила», в которой публиковались сборники отдельных авторов. Эти книжечки выходили 24 раза в год, тиражом 75 тыс. экземпляров. Другая серия называлась «Мастера советской карикатуры» и выходила в издательстве «Советский художник».
С 1992 года журнал стал выходить один раз в месяц, его тираж резко снизился и упал до 50 тысяч экз. к концу 1990-х годов. В 2000 г. была сделана попытка радикально модифицировать журнал, сменив формат на А4, бумагу на глянец, периодичность с ежемесячной на еженедельную и т.п. Но в результате получилось иллюстрированное издание, состоящее в основном из рекламы, и вернуть интерес широкой публики к журналу уже не удалось. В 2001 году была сделана вторая попытка возрождения журнала, теперь уже в прежнем формате - появился журнал «Новый Крокодил», главным художником которого был проработавший долгие годы в советском «Крокодиле» Владимир Мочалов. К сожалению, летом 2004 г. журнал также прекратил свое существование. Наконец в сентябре 2005 года вышла третья версия модифицированного постсоветского «Крокодила» под редакцией Сергея Мостовщикова.