Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Едва ли в нашей стране найдется драматический театр, в котором бы ни разу не шли спектакли по пьесам Александра Вампилова. Автор «Утиной охоты», «Провинциальных анекдотов», «Прощания в июне», «Старшего сына», талантливый драматург, чьей жизненный путь трагически оборвался 35 лет назад. Памяти Александра Вампилова посвящен фестиваль, который сегодня открылся в Прибайкалье. Программа «Вампиловских дней» включает большое количество мероприятий. Об открытии Дома-музея Вампилова и не только рассказывают «Новости культуры».
Записные книжки, журналы, гитара. Большинство вещей, представленных на выставке, когда-то принадлежало Александру Вампилову. В центре зала – инсталляция. Стол, печатная машинка и разбросанная недописанная рукопись водевиля «Несравненный Наконечников». Именно так, по легенде, выглядело рабочее место драматурга, перед отправлением на Байкал. Оттуда Вампилов больше не вернулся. Стол и печатная машинка подлинные, а вот листы рукописи – ксерокопии. Выставить оригинал сотрудники музея не решились. «Это никогда не будет восстановлено. Я считаю, что писатель остается в слове, а если слово еще рукою писано, то это особая энергетика», – замечает исполнительный директор Фонда имени Александра Вампилова Галина Солуянова.
Во втором зале представлены портреты Александра Вампилова и его друзей. Среди них – Валентин Распутин, Григорий Машкин, Владимир Реутский. Они были настолько дружны, что их называли «Иркутской стенкой». Следующий зал посвящен спектаклям, поставленным по произведениям драматурга. Их играли чуть ли ни во всех театрах России. В экспозиции представлены макеты декораций, эскизы театральных костюмов, афиши.
В основе картины «Александр Вампилов. Воспоминания» – интервью с теми, кто может по праву считать себя другом драматурга. Снимали фильм около года в Иркутске, Санкт-Петербурге, Москве, где живет большинство друзей драматурга. «Я считаю, что можно еще продолжать, продолжать и продолжать эту тему. Для себя мы называем эту работу "с многоточием". Потому что архив этот можно еще создавать. Не сняты интервью с многими друзьями. Есть театральный мир, к которому мы не полностью выбрали их воспоминания», – рассказывает автор фильма, журналист Любовь Васильева.
Фильм о драматурге в дальнейшем будет передан в библиотеки и школы. Выставка «Иркутские страницы жизни и творчества Вампилова» продлится до 1 декабря. Затем экспонаты перейдут в Дом-музей драматурга.