Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Зарубежные учителя русского языка повысят свою квалификацию в Петербурге
14.08.2007
В Петербурге сегодня начали работать курсы повышения квалификации учителей русского языка и начальной школы образовательных учреждений с русским языком обучения из зарубежных стран. В этом году на курсы, организованные Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования под эгидой Министерства иностранных дел РФ, приехали 275 учителей из Германии, Белоруссии и стран Прибалтики. Курсы проводятся в рамках федеральной целевой программы "Русский язык 2006-2010" и продлятся до 23 августа.
Открытие работы курсов состоялось в Смольном, где ректор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован сообщил, что они вернулись в Петербург после двухлетнего перерыва. Предыдущие два года курсы проходили в Москве.
"Наша задача - донести до коллег опыт лучших ученых и педагогов Санкт-Петербурга, дать возможность широкого знакомства с русской культурой. Эти курсы - не только способ профессионального роста, но и один из методов народной дипломатии ", - сказал Жолован.
А заведующая кафедрой русской словесности Академии постдипломного педагогического образования Мария Багге рассказала, что "все педагоги, приехавшие в Санкт-Петербург, являются хранителями русской национальной культуры, ведь именно в слове сохраняется дух нации и то, что мы называем национальной идеей".
Программа курсов предусматривает не только учебные занятия, но и проведение круглых столов, мини-конференций по проблемам преподавания и сохранения русского языка в ближнем зарубежье, а также обширную культурную программу для педагогов.