Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Псковской области проходят съемки историко-биографического фильма о юности «собирателя земли русской» — Александра Невского. Авторы просят не сравнивать их работу с одноименной картиной Сергея Эйзенштейна. Уверяют, это совсем другое кино — психологическое.
Со съемочной площадки — репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.
Крепость XIV века — главная достопримечательность Порхово. Городок этот совсем небольшой: 11 тысяч человек, причем 300 из них который день гуляют на свадьбе. Она имеет все шансы стать по-настоящему историческим событием.
Повод для торжества — съемки картины «Александр. Невская битва» о юности великого полководца. За столом — петербургские актеры в образах князя Александра Ярославича и полоцкой княжны Александры Бречиславны и бояре из местных.
Сцену свадьбы снимают вторые сутки. Все это время княжеское окружение в поте лица выпивает и закусывает. Исходящие реквизиты — разносолы — обновляют не часто, так что есть во время репетиций запрещено. А потому актеры налегают в основном на кисель да квас.
В перерывах между дублями музыканты из Петрозаводска репетируют скоморошьи хиты, реквизитор из Петербурга перетачивает по образцу XIII века топоры, купленные в ближайших магазинах хозтоваров, а пороховская массовка вдохновенно обживает сеновал. Кто-то даже успевает в ларек сбегать, не снимая парика. Но сигнал ассистента режиссера о начале съемок всех приводит в боевую готовность.
Для режиссера Алексея Карелина «Невская битва» — проект сложный. За экранизацию двух лет из жизни Александра Невского он взялся с прицелом на психологическое кино, не стараясь конкурировать с пафосом одноименной картины Эйзенштейна. Но как не оглядываться на классика мирового кинематографа?
Алексей Карелин, режиссер: «Я иду на это с широко закрытыми глазами. То есть я сразу хочу дистанцироваться — это совершенно другое кино».
Исполнитель роли великого князя Антон Пампушный — человек не суеверный, но по сценарию ему приходится играть не просто политика, а святого. Нимба в кадре, конечно, не будет, но спрос с него все равно особенный.
Антон Пампушный, актер, исполнитель главной роли: «На самом деле есть какое-то ощущение присутствия чего-то извне. Но говорить о том, что мы постоянно, каждую секунду чувствуем рядом с нами каких-то ангелов-хранителей, — это глупо. Но что-то действительно есть».
Явных знамений свыше кинематографисты пока не получали. Но в небольшой церквушке в 20 метрах от съемочной площадки неожиданно обнаружили старинную икону Александра Невского. И на всякий случай поставили свечку перед ликом небесного покровителя русского воинства.