Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках Театрального фестиваля имени Чехова в Москве проходит ретроспектива спектаклей канадского режиссера и актера Робера Лепажа (Robert Lepage). Робер Лепаж родился в 1957 году в Квебеке.
Театральное образование получил в Канаде и во Франции. С 1982 года играл в монреальском театре «Репер». Получил международную известность в середине восьмидесятых годов как театральный постановщик. В 1993 году основал так называемую междисциплинарную продюсерскую компанию Ex Machina и занял в ней пост художественного директора. Лепаж пишет пьесы и сценарии, ставит драматические спектакли, музыкальные шоу, оперы и кинофильмы, играет в театре и в кино, пишет сценарии. В спектакле «Обратная сторона Луны», уже показанном в Москве, Лепаж одновременно выступает как автор текста, режиссер, сценограф и моноисполнитель. Другие спектакли московских гастролей Лепажа — «Проект "Андерсен"», «Трилогия драконов» и «Опера Баскера».
Вторую неделю подряд ходит ходуном театральная Москва, она обсуждает первый из четырех спектаклей, который привез в Москву Робер Лепаж. Прежде Лепаж в России не был, вернее, сам он приезжал в прошлом году, получал премию Фонда Станиславского, но спектаклей не показывал. Слухи о его гениальности доходили, но Москва верит только своим глазам. «Обратная сторона Луны» — это моноспектакль, причем, значение слова «моно» в этом случае много больше, чем обычно. Лепаж сам написал текст, сам его поставил и сам сыграл все роли, а именно — двух братьев, врача и мать. Если бы Лепаж только написал текст, следовало бы говорить о подлинном драматургическом даровании. Каждая реплика здесь смешна, печальна и поэтична одновременно. Если бы Лепаж просто вышел на сцену, как актер, следовало бы признать и это событием: таких органичных, естественных людей на сцене давненько видеть не приходилось. Если бы Робер Лепаж был только режиссером, то его немедленно записали бы в лучшие режиссеры мира. В его спектакле использованы кадры документальной хроники и видеопроекции, то есть современные технологии. И здесь же — куклы, предметы и фантазия из арсенала старого доброго театра. Например, гладильная доска — она легко превращается в велосипед или в тренажер, ее просто достаточно перевернуть.
Занятно, что отношения двух братьев в спектакле уподоблены отношениям СССР и США. Какая из держав станет первым номером в освоении космоса — кто из двух братьев станет первым номером для родителей? Страны уподобляются людям, космос — их общей матери. В жизни обычного, не слишком удачливого человека, выведенного на сцену Робером Лепажем, как в капле воды, отражается и время, и огромный космос, которому все мы принадлежим.
Этот человек, Филипп, пишет диссертацию о влиянии научных открытий на культуру, и спектакль Лепажа лучшее доказательство тому, что влияние существует, и оно огромно. И еще Филипп выигрывает конкурс. Его репортаж о нашей жизни, записанный на любительское видео, решено использовать для налаживания контактов с внеземными цивилизациями. Уж не знаю, как будут реагировать инопланетяне на послание Филиппа, но в том, что послание Робера Лепажа дошло до нас и вызвало очень живой отклик в человеческих сердцах, сомнений нет. И премию Станиславского дали ему не зря.