Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На Чеховском фестивале - неделя японского театра: 9-10 июля в Центре имени Вс.Мейерхольда показывают "Места и воспоминания" Минору Бэцуяку в постановке Пикколо-театра, а 11-13 июля на сцене театра им. Моссовета можно услышать буддийскую ритуальную музыку и увидеть древнегреческую трагедию в постановке Тадаси Судзуки.
Основанный в 1983 году театр Пикколо является одним из немногих репертуарных театров в Япониию. Его название появилось в память о стрелеровском Piccolo Teatro di Milano. Художественный руководитель театра Минору Бэцуяку начал заниматься театральной деятельностью и писать пьесы, будучи студентом Университета Васэда (Токио). В 1966 году основал вместе с режиссером Тадаси Судзуки театральную труппу Васэда Сё-Гэкидзё, которая стала центром движения за новый театр - движения протеста против "статуса-кво" в современном театре Японии.
В 1968 году за пьесы "Девочка со спичками" и "Пейзаж с красной птицей" Бэцуяку получил престижную Премию Кунио Кисида, присуждаемую лучшей пьесе года, написанной молодым автором.
Его пьесы, в своеобразном стиле описывающие абсурдность повседневной жизни, и сегодня часто ставят на подмостках страны. Он является ведущим драматургом Японии в жанре "современной драмы".
В Москве на Чеховском фестивале Минору Бэцуяку представит спектакль "Места и воспоминания".
Следующим номером в программе Чеховского фестиваля значится мосштабная постановка Тадаси Судзуки (соратника Бэцуяку) "Идущие и уходящие - возрождение традиций".
По словам самого режиссера, "Главная проблема этой трагедии — борьба между религией и властью. Также я поставил в этом спектакле вопрос, который меня давно мучает: неужели человек должен быть таким несчастным? Неужели это необходимо? А если с художественной точки зрения смотреть на эту постановку — это сочетание древности и современности."
В первом отделении спектакля звучит "Буддийская ритуальная музыка Японии" в исполнении группы SAMGHA. Во втором отделении артистами Центра исполнительских искусств Сидзуока разыгрывается греческая трагедия "Бог вина Дионис".