Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выставка итальянской фотографии открылась в Манеже
10.07.2007
В Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка итальянской фотографии. Представлены работы самых лучших мастеров страны. Самые ранние снимки относятся к 1930-м годам, самые поздние — к 1970-м.
Как признался на открытии посол Италии в Российской Федерации Витторио Клаудио Сурдо, фотографии выставки — ни много, ни мало — вызвали у него бурю эмоций: «Экспозиция охватывает период с 1930-х по 1970-е годы прошлого века. При том что я, отнюдь не молодой человек, о 30-х годах я ничего не помню, и мне доставили большое удовольствие фотографии, сделанные в 50-х годах, когда я был еще совсем ребенком».
Разумеется, человек, даже хорошо знакомый с историей и культурой Италии, но не встроенный в течение жизни этой страны, не воспримет такого же объема информации, как Витторио Клаудио Сурдо. Однако, и в российской душе выставка находит живой отклик. Станешь разглядывать те же самые снимки 50-х годов, и непременно всплывут в памяти кадры из фильмов эпохи неореализма — они широко были представлены в советском прокате. Вот бесхитростные, вроде бы, сюжеты фотографий Пьерджорджо Бранци: городские улочки, каркас полуразобранного бродячего цирка, белая стена с круглым окошком. Однако фоны высветлены, все случайное исчезло и манит лицо в окне, овал которого перекликается с нимбом на голове святого — крошечного кусочка древней наивной фрески, единственного из того, что сохранилось на стене. Или вот еще: мороженщик у кромки воды катит свою тележку по пляжу в предместьях Римини. Раздувается тент. Людей мало. Много ветра и воздуха.
От того, что все снимки выставки черно-белые, впечатление только усиливается. Нет цвета, зато более четкой становится графика. Недаром, многие из авторов были одновременно архитекторами и дизайнерами. Куратор выставки Елена Джеуна перечисляет: «Мы начали эту выставка с 30-х годов, с Марио Габинио, в его работах отражен эстетический поиск. В тот же самый период художник Веронези и архитектор Моллино начали свои эксперименты с фотографией. Веронези создает прекрасный образ абстрактной фотографии. Моллино, архитектор и дизайнер, изображает женские фигуры, которые можно сравнивать с какими-то архитектурными конструкциями. Джакомелли, его поэзия — это могут быть и какие-то пейзажи, а могут быть и монахи».
Сюжет с играющими монахами, которые с азартом подкидывают на одеяле своего собрата в воздух, для российского зрителя, быть может, самый диковинный.