Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всего на пять дней рассчитана уникальная выставка, открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Ее название — «Фиолетовая улица: из Парижа в Москву». В экспозиции — предметы французского прикладного искусства, как старинные, так и современные.
В 15-м округе Парижа, на Фиолетовой улице расположены многочисленные художественные салоны, в которых лучшие мастера своего дела, владеющие высоким ремеслом, и создают свои произведения, и торгуют ими. Здесь куют безупречные ножи простых линий, по старинным технологиям изготавливают изумительные витражи и реставрируют подлинную старину — фарфор, гобелены, часы. Здесь вручную шьют перчатки высокого класса и сумки из сафьяна, и также вручную делают терракотовые плитки. 28 авторов не только решили показать свои произведения в московском музее, но также, в дни работы выставки согласились провести здесь мастер-классы для всех желающих.
Нередко вещи с Фиолетовой улицы вполне утилитарны, что не мешает им оставаться подлинными произведениями искусства. Таковы лаконичные работы кузнеца Пьера Дюпона. Как и в средневековые времена, у мастера есть подмастерье: «На моем предприятии работаем только я и мой молодой ассистент. То есть я сам все рисую и сам все делаю. Сначала я делал такие вещи для домов, то есть это были лестницы, перила, дверные ручки, а остальные вещи — стулья, столы, этажерки — я делаю для домов», — говорит Пьер Дюпон.
— Здесь есть ваза, в которой очень остроумно соединяются ключи, они организуют такой орнамент. Почему вы выбрали именно ключи?
— Это предметы, которые уже не служат, то есть которые люди выкидывают. У меня был знакомый ключник, у которого я забрал эти ключи и решил сделать из этого такое украшение для вазы.