Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
У стен Третьяковской галереи по всей длине Лаврушинского переулка протянулся уникальный художественный объект — так называемая «Лавка Мира», расписанная ста пятьюдесятью художниками. Эта необычная выставка под открытым небом посвящена 150-летию Третьяковской галереи. Вскоре отдельные сегменты лавки разместят в разных частях Москвы.
В минувшую пятницу над Лаврушинским переулком витал стойкий запах масляной краски. Художники в белых полиэтиленовых фартуках с эмблемой «Лавка мира» работали на глазах у прохожих. По условиям проекта, все широкие деревянные скамьи, которые по форме напоминают столы на низких ножках, должны были быть расписаны за один день. Поэтому многие пришли к Третьяковке пораньше и с помощниками.
— Можно я вас отвлеку? А какой здесь сюжет?
— Давайте вам художник расскажет. Я ему помогаю, я жена художника. Он вам сейчас все ответит. А вот и он, и его сын, мы тут семьей.
Говорит глава семьи — книжный график Иван Языков: «Сегодня рано встали, вместе поехали рисовать. Так веселее».
— И какой у вас здесь сюжет?
— Железнодорожная жизнь. Я просто рисую азбуку уже десять лет, и сейчас рисую букву «Ж». Буква «Ж» посвящена железнодорожной жизни. Это окно вагона, это внутри будут два силуэта сидеть и чай пить. И там такая фантасмагория происходит.
На проводах линии электропередач, мимо которой проносится поезд, Иван Языков нарисовал веселых человечков, собак и даже развевающуюся на вешалках одежду.
А на скамье, над которой склонился известный авангардист Андрей Бартенев, жирно выведено: «Белая полярная собака увидела полярного медведя».
— Собака большая, медведь крошечный. Но при чем здесь проект, озаглавленный «Лавка мира»?
— Ну, как же, мир без белых медведей — это ужасный мир. Это не мир.
Позднее, на пресс-конференции, художник дал более развернутое объяснение, которое уже не казалось столь парадоксальным: «Могу сказать, что я представляю Ямало-Ненецкий автономный округ. Я родился в городе Норильске, и конечно же, моя лавка посвящена моему любимому полуострову Таймыр. Я нарисовал белую полярную собаку, которая увидела белого полярного медведя. Она совершенно проста. Я думаю, что самое сложное для меня было загрунтовать белым снегом эту лавку. А собака рисовалась одну минуту», — говорит Андрей Бартенев.
То ли дело, быть может, самая необычная скамья проекта, к поверхности которой приклеен частый гребень тонких бамбуковых палочек. Такую работу за одну минуту не выполнишь. И вот вопрос автору Натальей Петровой.
— У вас единственная «лавка мира», которая как инсталляция, она не плоская, а объемная. Почему вы так решили?
— Потому что мы работаем в объемном жанре, мы занимаемся концепцией ювелирных украшений из нетрадиционных материалов: бамбука, бумаги… Любой художник должен оставаться самим собой и в любом материале, в любой задаче показывать, как он видит мир, находить какое-то свое решение, заставлять зрителя думать и тоже видеть что-то новое, а не так традиционно, как все привыкли. «Лавка мира» имеет девиз — «Мир без границ». В данном случае бамбук символизирует, может быть, копья с двух сторон. То есть армия, которая на границе, исчезает, границы охранять не надо. С другой стороны, это светлые головы людей, народ, который хочет жить в мире и общаться между собой совершенно спокойно, без всяких препон. Мы нашли вот такой выход из положения, чтобы это изобразить, а не рисовать людей, не рисовать армии друг напротив друга, не ставить солдатиков.
— А сидеть-то на этой лавке можно будет?
— Можно, конечно. Здесь два человека могут сесть, и с той стороны могут сесть два человека. Причем из-за того, что здесь существует что-то, символизирующее такую преграду, получается очень уютный уголок. В общем-то, две пары как бы вместе, но в то же время они отдельно. Но общаться им ничего не мешает.
— После того, как акция закончится, лавки будут размещены в разных местах Москвы. Где бы вы хотели, чтобы она была?
— Мы будем рады, если нашу лавку везде поставят, в спальном районе или в центре — тут нет принципиального значения. Для нас удовольствие в этом принимать участие.
Как сообщает автор проекта «Лавка мира» Андрей Попов, в этой летней выставке под открытым небом участвовали не одни москвичи: «Это международный проект. У нас в данный момент есть и художник, приехавший из Тайваня, есть художник-француз, есть художник с Украины, из Узбекистана, из Азербайджана. Идея в том, что мы расписываем эти сегменты, затем они простоят в городе до сентября, а потом мы планируем провести благотворительный аукцион, где все сегменты продадутся, и деньги пойдут на развитие и создание творческих центров при детских домах — это гончарные мастерские, это театральные студии. Интересно то, что этот проект на следующий год мы планируем сделать, чтобы в один день на планете Земля, в разных частях были созданы такие лавки по одному эскиз, и в разных странах они были бы установлены по десять, двадцать, тридцать сегментов и расписаны художниками. Интересно, что в один и тот же момент происходит некое действие, которое посвящено миру», — говорит Андрей Попов..
Ну, а сегодня присесть на «лавку мира» имеет возможность каждый, оказавшийся в Лаврушинском переулке. Утверждают, что одновременно на ней могут разместиться полторы тысячи человек.