Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Владимир Путин высказался о гуманитарном образовании, эстетическом воспитании и просчетах телевидения.
На прошедшем вчера в Кремле заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ Владимир Путин произнес речь, свидетельствующую о глубокой озабоченности главы государства сегодняшним положением дел в российской культуре. Напомнив, что в недавнем послании Федеральному Собранию был сделан особый акцент на сбережении культурной самобытности России и укреплении собственных культурно-нравственных ценностей, президент выразил обеспокоенность снижением уровня культуры вообще и в особенности у молодежи: «Эксперты говорят, что сегодня у молодых людей утрачиваются навыки емко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки. Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней». Констатировав огромное влияние Интернета на молодежь, президент подчеркнул, что доля его ресурсов, которые можно счесть культурно-просветительскими, «составляет лишь 0,5% всей информации». В результате российская молодежь (как, впрочем, и молодежь других стран) становится все более «технократически» ориентированной.
Дабы выправить эту тенденцию, по мнению президента, «надо учиться использовать и пополнять современные информационные сети... для культурно-просветительских ценностей», а также поднимать престиж гуманитарного образования, который ныне ниже, чем у дисциплин, «ориентированных на экономику и новые технологии». «Социальные и гуманитарные науки должны быть в России не менее востребованы и приоритетны, ведь в их основе развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести», -- подчеркнул глава государства. Особое внимание должно уделять эстетическому воспитанию школьников, не допуская перевода соответствующих учебных курсов в сферу платных услуг. Далее президент остановился на проблемах профессионального художественного образования, напомнив, что в капитальном ремонте нуждается более двух тысяч соответствующих школ, а многие другие испытывают острую нехватку необходимых инструментов. «Сегодня, -- сказал президент, -- далеко не всем подросткам и молодежи доступно обучение в творческих школах и вузах. Надо, конечно, подумать, как исправить положение, как им помочь». Одобрительно отозвавшись о литературном конкурсе и премии «Дебют», выставке «Молодые художники России», фестивале современного искусства «Территория», Путин заявил, что подобные дебютные и экспериментальные проекты должны поддерживаться и впредь.
Президент подверг критике отечественные телеканалы, оказавшиеся втянутыми в процесс «всеобщей коммерциализации культуры», и вновь коснулся проблем юного поколения. «На протяжении более чем пятнадцати лет наша молодежь живет в условиях массированного культурного воздействия на нее суррогатов из-за рубежа», а российские телевизионщики «покупают на международном рынке абы что, только подешевле». Указав на необходимость «понимать и воспринимать культуру других стран и уметь использовать ее лучшие образцы», Путин подчеркнул: «Прежде всего мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения происходило в благотворной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения», был выработан «культурный иммунитет».
Президент призвал творческую интеллигенцию страны активно включиться в процесс создания Президентской библиотеки, которая «фактически должна стать связующим звеном для всей библиотечной системы», и Фонда русского языка. Эти культурные проекты, по мнению президента, должны стать «первейшей заботой российской интеллигенции», ибо «творческие элиты России во все времена были в авангарде таких инициатив».