Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Виктор Мизиано: между постколониальным опытом и прогрессивной ностальгией
03.05.2007
Одним из лауреатов российской государственной премии в области современного искусства «Инновация» стал искусствовед Виктор Мизиано. Премия присуждена ему в категории «Лучший кураторский проект» за выставку «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив».
Виктор Мизиано родился в Москве в 1957 году. Получил искусствоведческое образование. Работал научным сотрудником Музея имени Пушкина, затем редактировал несколько художественных и искусствоведческих периодических изданий, в том числе «Художественный журнал», читал лекции по искусствоведению и теории искусства. Куратор многих российских и международных выставок, главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале.
О Викторе Мизиано говорит искусствовед и переводчик Давид Рифф: «Проект Виктора Мизиано "Искусство Центральной Азии. Актуальный архив" превосходный. Это бывает очень редко в Москве. На Венецианском биеннале она была первым павильоном центральноазиатских стран. Когда она переехала в Москву, она показала совсем уже большой архив искусства советского и постсоветского времени – это Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Выставка была не только безумно представительна. Что касается развития искусства этих стран, она еще и очень неожиданно творчески куратирована.
Выставка располагалась на пяти этажах Дворца культуры в центре Москвы. Было невероятно интересно наблюдать ритм именно кураторский, очень художественный. Это была почти художественная инсталляция. Искусство из Центральной Азии пока очень мало засвечивалось как на Западе, так и здесь. Тут Виктор, действительно, открыл что-то новое. Но как он это делал! Он смог передать атмосферу этих стран, которая колеблется между постколониальным, постсоветским опытом, с одной стороны, и такой (как Виктор любит называть) прогрессивной ностальгией. Он смог создать невероятно поэтический образ. Мне кажется, что в здешних условиях это просто фантастика, что он это смог сделать.
Я думаю, что Виктор страстный достаточно человек, достаточно упорный, творчески интересный и хороший. Но тут немножко другой вопрос – это какие странные люди. Не все творческие замыслы Виктора реализуются, потому что вот эта культурная индустрия, в которой мы живем, не очень позволяет. То, что он получил премию «Инновация» - это очень важно. Это показывает, что человек смог реализовать то, что он умеет делать, то, что он делает очень хорошо».