Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский художник написал официальный портрет британской королевской семьи
28.04.2007
Британская королевская семья заказала свой семейный портрет живущему в Лондоне российскому художнику Сергею Павленко. Портрет уже одобрен королевой Елизаветой II и британской художественной критикой.
Портрет королевской семьи, который писал по заказу Букингемского дворца Сергей Павленко, должен был представлять три поколения династии Виндзоров во главе с королевой Елизаветой II. Королевская семья изображена в выпускной день военной академии в Сандхерсте, в которой учились внуки королевы принцы Уильям и Гарри. В этот день принц Гарри получил свой первый офицерский чин второго лейтенанта. Сейчас этот портрет висит в центральном зале военной академии, а в мае этого года он будет выставлен в лондонской галерее «Мэлл» (Mall Galleries), где пройдет выставка Королевского общества портретистов. Семейный портрет Виндзоров — это огромное полотно примерно три на два метра, выполненное в традиции парадной академической живописи, требующей кропотливого труда и высочайшего профессионализма.
Сергей Павленко — выпускник петербургской Академии художеств, которая славится традициями реалистической фигуративной живописи. Имя 54-летнего петербургского художника хорошо известно королевской семье. В 2002 году он написал парадный портрет королевы Елизаветы II, который принес ему широкую известность в аристократических кругах Европы. Королеве очень понравился свой портрет, который она сочла лучшим за все время нахождения на троне — а за 50 лет ее пребывания на престоле ее портрет писали более 130 художников. Сейчас Сергей Павленко — один из самых модных и востребованных британских портретистов. Среди его работ портреты герцога Мальборо, принца Ганноверского, владельца аукционного дома Sotheby's Альфреда Таубмана. Сейчас он пишет портрет короля Иордании Абдуллы II.
— Трудно ли было писать портрет королевы? — спросила я Сергея Павленко.
— Трудно.
— А в чем заключалась эта трудность?
— Во-первых, стресс из-за ответственности, а во-вторых, естественно, что любую ошибку невозможно было бы переделать, потому что второго шанса не дается. То есть дается конкретное время, если успел сделать — значит, успел, не успел — так не успел.
— А какое это конкретное время?
— В данном случае у меня было в общей сложности... шесть часов позировала королева, и все. Не справился — никто не виноват.
— А для портретиста это мало или это нормальное время?
— Достаточное время — если не ошибаешься. А если ошибаешься, то можешь потрать и в три раза больше, и все равно не хватит.
— Скажите, а какое у вас впечатление сложилось после этих шести часов, ну, по крайней мере, обозрения королевы?
— Дело в том, что когда пишется портрет, то художник как бы работает на ощущениях, то есть ощущения не всегда формулируются в слова. Портретист не обязательно должен обладать таким даром, чтобы вот так это все взять и сформулировать, черты характера или что-то такое. Я делаю так, как ощущаю, чтобы образ на холсте соответствовал образу, который передо мной.
— Насколько я знаю, вам пришлось писать и еще один портрет королевский. Я имею в виду портрет королевской семьи с новой женой принца Чарльза. Расскажите об этой работе, пожалуйста.
— Это совершенно другая история, потому что это уже групповой портрет, семейный в данном случае. Там в полный рост десять человек, из них шесть — старшие члены королевской семьи, то есть королева, ее муж принц Филипп, принц Чарльз с женой и два принца — Уильям и Гарри. И плюс там еще генерал, старший сержант академии, имеется в виду военная академия в Сандхерсте королевская, которую должен закончить каждый офицер британской армии, и два трубача королевских, то есть всего десять человек в полный рост. Размер, кстати, примерно такой же, как первая работа была, только в горизонтальном формате.
— Сергей, а трудно быть художником-иностранцем в Британии?
— В Англии очень старая традиция, что именно портретами занимались приезжие художники, начиная от Гольбейна, Ван Дейка и так далее до современности.
— А кто для вас образец придворного портретиста?
— Опять же, какая разница — придворный, не придворный. Если говорить просто о портретистах, то я ориентируюсь не на кого-то одного, а на многих, начиная от Веласкеса, Рембрандта и так далее и кончая, может быть, Серовым и другими.