Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фестиваль «Сталкер». Средствами кино рассказать о правах человека
28.04.2007
В Санкт-Петербурге проходит Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Главная цель некоммерческого и неполитического фестиваля «Сталкер» — средствами кино формировать правовое сознание общества. Существует миф, что на «умное» кино зритель не пойдет, поэтому большинства серьезных и талантливых фильмов, представленных на «Сталкере», не увидишь в прокате. Но практика показывает, что люди как раз хотят, придя в кинозал, не пережевывать бесконечную развлекательную жвачку, а думать и переживать.
Режиссер фильма «Странник», ставшего лауреатом «Сталкера» в прошлом году, Сергей Карандашов рассказывает о показе фильма в Челябинске: «Вроде бы кино такое, как говорят, для высоколобых. Но все-таки не каждый человек, наверное, переламывал свою жизнь, задумываясь о том, кто он такой, зачем он на этом свете существует. Так вот, сеанс-то бесплатный, огромный, дорогой кинозал — и вот пацанята прибежали, типа беспризорников, и сидели там, чуть ли не семечки лузгали. Я думал, что они испортят показ. Так вот, эти ребята просидели весь сеанс, на обсуждение остались и потом еще меня мучили после сеанса».
О смысле фестиваля говорит генеральный директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов: «Часто, когда людям пытаются изложить в виде лекции, что такое права человека, человек через пять минут выключается. И вот мы придумали, уже 12 лет длится такой интересный проект, который средствами кино пытается разобраться, что такое права человека. При показе хорошего, качественного кинопроизведения человек начинает ориентироваться, что происходит вокруг него, какие проблемы его окружают, и часто фильмы дают возможность выхода из этой ситуации».
Среди фильмов фестиваля — картина «Червь» режиссера Алексея Мурадова — о нравственных метаниях 34-летнего полковника, несмотря на успешную карьеру, пустившегося в бега и все время балансирующего на грани тяжкого выбора: стать предателем или сохранить честь. Фильм «Платки» режиссера-постановщика Юрия Павлова — о платках Павловского Посада, о любви и об отказе женщины от любимого человека ради бедного и неказистого места, где делают эти самые платки — «Богу картинки»: «С 1990-х годов выросло целое поколение молодых людей, которые беспечны в этой жизни. Они не знают, что такое цензура, что такое КГБ, они не знают, что в один прекрасный момент все может в нашей стране перевернуться и опять вернуться в прошлое. Они беспечно живут, не понимая этого. Фильмы дают возможность разобраться в этом», — говорит Юрий Павлов.
Разобраться, в частности, помогает документальный сериал «Свобода по-русски». Это фильмы о том, зачем русскому мужику парламент, почему Ельцин стрелял по Белому дому, для чего Иван Грозный утопил в крови Новгород Великий, и о многом другом — десять фильмов о непростых путях свободы и демократии в России.