Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
26 апреля в офисе РИА Новости прошла пресс-конференция, посвященная Российскому Павильону на 52- й Венецианской биеннале современного искусства "CLICKIHOPE".
Комиссаром российского павильона стал Василий Церетели. Куратором проектов назначена директор Дома фотографии Ольга Свиблова.
В российском павильоне в Венеции будут представлены инсталляции художников: Юлии Мильнер, Александра Пономарева, Арсения Мещерякова, Андрея Бартенева и группы АЕС+Ф. Каждый из них предлагает свою версию ответа на вопрос о самоопределении художника в ситуации предельного уплотнения информационных потоков.
Александр Пономарев и Арсений Мещеряков проблематизирует взаимоотношения между миром естественным и миром медийным, опосредующим контакт человека с самим собой, другими людьми и природой. Инсталляция "Душ", составленная из мониторов, на которые в реальном времени транслируются более тысячи международных TV-каналов, презентует тотальное суггестивное господство телевидения, лишающее человека возможности вырваться из "информационной камеры". Ему остается лишь иллюзорная свобода в виде права переключения каналов.
Перенасыщенное информационное поле оказывается вакуумом. Инсталляции Александра Пономарева "Дворники" и "Волна" - представляют разные варианты поиска выхода за его пределы. Проекционные экраны, сплошь закрывающие стену, оказываются своеобразным аналогом окон, в котором мы видим тоже TV в реальном времени. Подобно тому, как дворники стирают грязь, налипшую на лобовое стекло машины, дворники, установленные на каждом из экранов смывают водой транслируемые сюжеты. В какой-то момент, их замещает линия горизонта, фиксируемая камерой, закрепленной на балконе российского павильона, с которого открывается прекрасный вид на лагуну. Горизонт опять и опять сменяется медианашествием, с которым упорно и методично сражаются механические дворники, словно напоминая легендарный призыв Родченко "видеть мир утренними глазами".
"Волна" Александра Пономарева представляет собой 12-ти метровый стеклянный тоннель, с пульсирующей волной, порождаемой дыханием самого автора, чье изображение проецируется на экран. Эта инсталляция – техногенно-реализованная метафора волны как ведущего механизма электронной эпохи, артистическим жестом возвращенная в свою изначальную материальную водную стихию. Прирученная и выдрессированная художником волна задает вектор движения "back to nature", рассекая выставочное пространство павильона и выводя зрителей на балкон, откуда открывается прекрасный вид на лагуну.
Медийные волны создают вокруг человека замкнутое квазипространство, а "Волна" Александра Пономарева размыкает и медийное, и экспозиционное пространство, открывая возможность созерцания обнаруженного горизонта.
Если инсталляции Пономарева и Мещерякова – констатация взаимоотношений мира реального и все более замещающего его массмедийного пространства, то проекты Андрея Бартенева, группы АЕС+Ф и Юлии Мильнер анализируют феномен нового виртуального мира, чья экспансия порождает эсхатологические пророчества и новые иллюзии.
"Последнее восстание" группы АЕС+Ф (Арзамасова Татьяна, Евзович Лев, Святский Евгений + Фридкес Владимир) представляет 3D анимацию, создающую модель киберпространства, порожденного реальным и медийным мирами прошлого ХХ века, разрастающегося как пробирочный организм, поглощающий своих создателей, и мутирующий в неизвестном направлении. Фэнтази-ландшафт нового рая с остановленным временем, где прошлые эпохи соседствуют с будущими, а созидание с распадом, АЕС+Ф населяют гламурными тинэйджерами-андрогинами. Под музыку Вагнера отроки затевают войну-восстание с самими собой, где нет различия между жертвой и насильником, мужским и женским, добром и злом, предназначением и его отсутствием. Как летучий голландец, обреченный на вечное скитание, герои нового киберэпоса обречены на вечное сражение. Это сражение без крови и боли, контакт без контакта.
Инсталляция Андрея Бартенева "Lost connection" –зеркальный туннель, наполненный пятьюдесятью разноцветными светодиодными шарами, с бегущей по их орбите строкой Lost Connection. Сердце, помещенное внутрь каждого шара, сигнализирует о возможной фрустрации, ждущей каждого в мире виртуальных и опосредованных связей. Между тем, само сообщение о потери связи, множась и репродуцируясь светодиодными литерами и зеркалами, создает новую интегральную связующую структуру. Эта магическая дискотека, где все рядом, но каждый танцует сам по себе, метафора разобщенности виртуальных, симулятивных сообществ, существующих благодаря постоянной надежде на встречу.
Юлия Мильнер, самый молодой участник проекта, меняет рефлективную парадигму на стратегию "action", апеллируя к естественной витальности человека. Она создает собственный вариант новой cyber-behaviour игры.
Инсталляция представляет плазменный экран, размещенный на фасаде российского павильона, на который выведен ее net-art 2.0 проект “Click I hope” (clickihope.com).
На 50-ти языках 70 стран участниц Венецианской биеннале написана фраза "Я надеюсь". Счетчик, расположенный на той же веб-странице, репрезентует количество человек, зашедших на сайт и кликнувших на один из предложенных языков. Как правило, участники выбирают свой родной язык, получая интерактивный ответ в виде ожившей, "мигнувшей" им, фразы. Надписи на разных языках то растут, то уменьшаются пропорционально количеству кликающих пользователей в любой части планеты.