Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1812 год. Три картины Верещагина выставлены в Историческом музее
09.04.2007
В.В. Верещагин (1842—1904). Переправа наполеоновской армии через Березину. 1902—1906. Картина не окончена. Холст, масло. 147х198 см. Последняя, считавшаяся утраченной картина из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года.
В Москве, в Государственном историческом музее на всеобщее обозрение выставили три картины известного баталиста Василия Верещагина. Их сюжеты связаны с наполеоновским нашествием на Россию. Таким образом здесь решили напомнить об идее почти столетней давности — невоплощенном проекте создания Музея Отечественной войны 1812 года.
В постоянной экспозиции Исторического музея находится только два полотна Верещагина из серии «1812 год» — знаменитые «Отступление по Большой Смоленской дороге» и «Конец Бородинского сражения».
Остальные — за недостатком места, и только по этой причине — хранятся в запасниках. Вот оттуда-то и взяли сейчас три картины. Одна, говорит хранитель живописи XIX века Исторического музея Наталья Перевезенцева, незавершенная и до поры считавшаяся безвозвратно утраченной. Это «Переправа наполеоновской армии через Березину»: «Сегодня мы представляем последнюю, неоконченную картину из этой серии, которая долгое время находилась вне музея и только в середине ХХ века была приобретена у частного лица. Остальные две картины — "Наполеон в зимней одежде" и "Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации" — принадлежат музею изначально, как дар императорской фамилии и восходят к собранию несостоявшегося Музея 1812 года, который должен был открыться в Кремле в здании Арсенала сто лет назад. Ну, фактически чуть меньше — в 1912 году».
— Вы, музейщики, почти сто лет мечтаете о Музее 1812 года. Но ведь для этого потребуется специальное помещение?
— Я думаю, что эта идея не могла не будоражить весь ХХ век воображение музейного сообщества, но всегда, конечно, вы правы, это упирается в достойное местоположение этого музея, достойное его оформление, как и сто лет назад, не находится у государства, видимо, какой-то политической воли. Я не могу здесь комментировать. Я думаю, что такой музей имел бы колоссальный успех и он был легко собрался, поскольку эта эпоха так себя заявила в культуре, что так много памятников, которые так или иначе трактуют события этой войны и память о ней.
Ну а пока, сообщает Наталья Перевезенцева, в Историческом музее задумывается о более реалистичном проекте — масштабной выставке под названием «1812 год. Мир и война». Не за горами 200-летие Первой Отечественной войны, и эту дату в музее собираются отметить достойно. В экспозицию войдут раритеты как из государственных, так и из частных собраний. Коллекционеры разных стран уже подтвердили свое согласие. Единственным ограничением будут являться хронологические рамки и подлинность экспонатов, так что выставка, надеются ее устроители, станет (пусть и на ограниченный срок) поистине «Народным музеем 1812 года на Красной площади».