Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Известное творение Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» будет вновь установлено на прежнем месте — на территории Всероссийского выставочного центра. Проект реконструкции памятника уже готов. Об этом 28 марта на пресс-конференции сообщил заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе.
Пока нет окончательного варианта проекта пьедестала. Но, по словам Орджоникидзе, уже известно, что под ним разместят театр, выставочные залы и паркинг. Однако скульптор Вадим Церковников, который занимается реставрацией композиции, заявил в интервью Радио Свобода, что до тех пор, пока не будет спроектирован сам постамент и утвержден план благоустройства прилегающей территории, говорить о месте установки «Рабочего и колхозницы» нельзя.
Заявление заместителя мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе, о том, что вопрос о месте установки памятника почти решен, автор концепции реставрации монумента скульптор Вадим Церковников считает преждевременным. Орджоникидзе сообщил журналистам, что памятник скорей всего вернут на территорию Всероссийского выставочного центра, бывшего ВДНХ. По его словам, остается только решить вопрос с пьедесталом. Нет окончательного варианта его проекта, но точно известно, что к 34-метровому сооружению будет прилегать подземный культурно-выставочный центр. Церковников заявил, что пока не утвержден проект застройки прилегающей территории, вопрос о месте установки остается открытым: «Сняли памятник, отдали в аренду землю, а границы участка никто не определил. В постановлении правительства должно быть четко и ясно прописано, что памятник будет стоять в границах участка такого-то, на таком-то месте. Поэтому получается у них, что они делают проект - несколько вариантов, а потом 60-метровую скульптуру хотят куда-то ткнуть. А это уже не получится. Наоборот, в постановлении правительства 63-ПП от 2002 года четко и ясно написано, что строительство многофункционального торгового комплекса будет происходить на территории, примыкающей к памятнику. Что это значит? Это значит, что сначала надо спроектировать постамент, все, что примыкает к памятнику, благоустройство сделать, а после этого начинать проект вот этой многоярусной подземной стоянки. Иначе получается, что мы на гараж что ли будем ставить 60-метровую вещь? Мы аквапарк второй сделаем, он у нас сложится — и все пойдем в тюрьму. Теперь Юрий Михайлович не открутится, вместе со мной в одной камере будет сидеть».
Напомню, скульптурную композицию, символизирующую союз рабочих и крестьян, а для народа ассоциирующуюся с «Мосфильмом», демонтировали почти четыре года назад. До этого знаменитая пара, держащая в вытянутых руках серп и молот, простояла на ВДНХ 66 лет. Творила ее Вера Мухина специально для Всемирной выставки в Париже, где в 1937 году композиция заняла первое место и принесла автору вселенскую славу. Первоначально выставочный экземпляр планировали разобрать, однако пару признали гениальным творением и сохранили, но на старом каркасе, не доступном для эксплуатации. Рабочая группа, занимающаяся реставрацией, каркас полностью будет убирать. И это не единственная сложность, которая затягивает реконструкцию. По словам Вадима Церковникова, до сих пор не разработан эскизный проект постамента: «В постаменте ничего не сделают. Постамент размером с 10-этажный дом, и внутри него находятся металлические конструкции, несущие, для опор самих скульптур. Сейчас мы будем делать эскизный проект постамента, который будет своими архитектурными формами аналогичным парижскому варианту. И вынесем это дело на общественное обсуждение. Без этого нельзя, народ должен знать, что делается с самым выдающимся монументом истории советского периода. И все должно быть понятно всем, что мы делаем, как мы делаем и что это будет».
Авторский проект Веры Мухиной будет сохранен с точностью до миллиметра, сказал Вадим Церковников. Сегодня «эталон социалистического реализма» — так названа скульптура в Большой советской энциклопедии — разобран на части. Реставраторы его отчистили и пока закрыли пленкой. Далее работа предстоят ювелирная. Композиция сделана из 15 тысяч нержавеющих элементов, и на состояние каждого их них группе необходимо заключение от Всероссийского института авиационной промышленности. Так что до самой реставрации еще далеко, говорит Вадим Церковников: «Сейчас ждем проектную документацию, чтобы понять, как правильно сделать, чтобы не нарушить и не разрушить само произведение, чтобы в пространстве всю пластику зафиксировать. Это вот первое. И мы сделали полностью практически расчистку и промывку и внутреннюю, и наружную. Она сейчас готова к тому, чтобы Всероссийский научно-исследовательский институт авиационной промышленности проводил исследования. У них очень большой опыт с нержавеющими сталями. Они нам очень хорошие пасты разрабатывают, и мы чистим. Мы думаем, что где-то в июне месяце закончим полностью скульптуру и подготовим ее к реставрации».
По мнению профессора Института архитектуры и градостроительства Юрия Волчка, необходимо сохранить и реставрировать не только скульптуру Мухиной, но и восстановить весь выставочный комплекс, со всеми павильонами бывших союзных республик. По мнению Волчка, это принципиально, поскольку такие памятники являются исторической ценностью. Рабочего и Колхозницу, как символа целой эпохи, необходимо вернуть на прежнее место, а именно — на ВДНХ, считает он: «Если они это сдвинут на тридцать метров, тоже катастрофы не будет. Но то, что ее никуда нельзя увозить с ВДНХ, это точно. Потому что комплекс-то был выставочный, он жил в атмосфере выставочной культуры. Это своя самоценность, своя культура, своеобразие выставки. И конечно, ей надо жить на выставке ВДНХ. Почему я об этом говорю, потому что были же разные варианты, искали разные места — и к Киевскому вокзалу ее тащили, на мост, много было разных вариантов. Конечно, ей надо стоять на ВДНХ, потому что опять хотим мы этого или не хотим, но обязательно мы осознаем, что необходимо ВДНХ развивать как громадный, современный, международный выставочный комплекс. И где же, как ни там, всему этому быть? И павильон "Москва" надо умудриться всеми правдами и неправдами, но обязательно сохранить».
В декабре 2008 года по решению правительства Москвы объект должен быть водружен на постамент. По словам скульптора Церковникова, если не подведут с финансированием, то к назначенному сроку монументальная пара будет готова.