Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Уважение и любовь всей страны. Алексей Баталов стал президентом «Ники»
27.03.2007
Новым президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника» стал Алексей Баталов. На этом посту он сменил Эльдара Рязанова, который вечером 23-го марта на 20-й торжественной церемонии вручения премии «Ника» удостоен этой награды в номинации «Честь и достоинство». В конкурсе на соискание премии «Ника» принимают участие 95 фильмов.
Алексею Баталову 78 лет, он родился во Владимире в актерской семье. В 1950 году окончил Школу-студию МХАТ. Снимается в кино с начала пятидесятых годов. Среди самых известных ролей Баталова — роли в фильмах «Летят журавли», «Три толстяка», «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года», «Бег», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит». Он поставил несколько кинофильмов, написал несколько киносценариев, много лет преподает во ВГИКе. Автор книг «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте». Лауреат Государственной премии СССР, многих престижных профессиональных наград.
Об Алексее Баталове говорит кинорежиссер, член Российской академии кинематографических искусств «Ника» Юлий Гусман: «Я думаю, что вся наша страна думает о Баталове примерно одинаково, может быть, кто с бо́льшими подробностями, кто-то с меньшими, но, по-моему, это один и тех немногих людей, которые пользуются абсолютным уважением и любовью всей нашей огромной страны, чья репутация, как принято говорить, в это сложное время не подмочена никаким глупым поступком, никакой подлой выходкой, никакой ненужной подписью.
Баталов не просто выдающийся актер, не просто замечательный режиссер, удивительный учитель и педагог (он много лет во ВГИКе готовит великолепных мастеров кино), Баталов как бы символ чистоты русского интеллигента, который был когда-то расхожим мнением во многих людях, а сейчас стало редкостью. Президентское кресло переходит к Алексею Баталову, а это очень важный знаковый переход. Потому что удалось нам в Академии избрать из наших рядов снова человека, с чьим именем, делами и жизнью можно гордиться. Он становится президентом некоммерческой общественной абсолютно независимой организации Российской академии кинематографических искусств. И никакой зарплаты. Это общественная нагрузка, которая свалилась на его голову, которую он очень не хотел, как любой человек, который не любит дополнительной тяжести. «Ника» находится в очень сложных отношениях с властью. Потому что наши оппоненты из вновь созданной академии делают все возможное, чтобы перекрывать нам телевизионные каналы, лишать нас эфира, мешать нам работать, распространять всякие небылицы о наших зарубежных и местных спонсорах. У него будет хватать головной боли, но и совершенно не будет хватать никаких радостей. Это я вам обещаю».