Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лучшие русоведы обучаются на социальном факультете
12.04.2006
В Забайкальском государственном гуманитарном педагогическом университете прошла ежегодная межфакультетская олимпиада по русскому языку и культуре речи.
Студенты всех факультетов, разных курсов и специальностей собрались в одной аудитории, чтобы продемонстрировать свои языковые знания. Участникам предстояло выполнить около пятнадцати заданий, охватывающих разные уровни языковой системы: начиная от фонетического и заканчивая синтаксическим. Кроме этого, были и задания общекультурного плана, рассчитанные на коммуникативные и речевые умения участников. Все работы оценивались по двум номинациям - для языковых и неязыковых факультетов.
По итогам олимпиады лучшими знатоком русского языка среди неязыковых специальностей оказалась Олеся Юрганова (ЮФ). По словам доцента кафедры русского языка и литературы Юлии Щуриной, работа победительницы отличается полнотой ответов и высокой эрудицией. Вторым, стал студент этого же факультета Михаил Кошелев, третье место досталось Роману Иванову (СФ).
Студентка отделения журналистики ФФ Екатерина Шайтанова одержала первенство среди языковых факультетов. Ранее Катя занимала уже первое место во внутрифакультетской олимпиаде по русскому языку и культуре речи и в конкурсе для знатоков орфографии «Грамотей». Поэтому очередная победа студентки особого удивления не вызывает.
В номинации «командное первенство» лучшим стал социальный факультет, который находится в лидерах не первый год. Второе место досталось юридическому факультету, а третье - естественно-географическому факультету.