Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Издатели и книготорговцы, участвовавшие в прошедшей Х Национальной выставке-ярмарке "Книги России", предупредили читателей, что книги и дальше будут дорожать. Книжная индустрия окончательно перебралась в коммерческий сектор, ею все больше интересуются предприниматели, нацеленные исключительно на получение прибыли.
За последний год цены выросли в среднем на 20–30%, годом ранее ситуация была практически такой же, а в 2007 году стоимость книг поднимется, возможно, даже еще больше. Участники бизнеса говорят, что высокая цена, а книги сейчас в среднем стоят от 150 до 500 рублей, объясняется высокими накладными расходами, передают "Новые Известия".
Издатели смотрят на Европу, где средняя цена издания – 8-15 евро. Между тем гонка издателей за прибылью уже привела к тому, что Россия не в состоянии переварить все, что произведено. Книги, из-за бешеной цены не находящие своего покупателя, пылятся на полках. По данным исследовательского агентства Discovery Research Group, российский книжный рынок уже страдает от перепроизводства. Правда, говорят эксперты, виноват и недостаток книжных магазинов: в Москве, например, их 300, а в Париже – 3 тысячи.
По данным социологов, 52% россиян уже вообще не покупают книг. То, что у нас читают мало, – миф. Будь это так, книжный бизнес не развивался бы такими быстрыми темпами. Оборот книжного рынка в России – более 500 млн экземпляров, в денежном выражении – около 2 млрд долларов. По данным Российской книжной палаты (РКП), в 2006 году вышло 102 тыс. наименований книг. Основная масса хочет купить книги, но не может.
За рубежом те, кто любит читать, но не может купить книгу, идут в библиотеки. Но у нас на покупку книг у библиотек, особенно в регионах, зачастую тоже нет денег. По закону каждое издательство обязано бесплатно предоставлять в российские библиотеки по 17 экземпляров книг каждого наименования. Таким образом, на каждую бесплатную новинку приходится по 9 млн читателей. Да и эти 17 экземпляров предоставляют далеко не все издательства.