Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Принято считать, что киностудии надо строить там, где круглый год светит солнце. 365 съемочных дней в году — это мечта любого продюсера, который умеет считать деньги и экономит на производстве. Так в начале XX века появился Голливуд, после того как Дэвид Гриффит (D. W. Griffith) снял фильм «В старой Калифорнии» (In Old California) на территории небольшого городка к северу от Лос-Анджелеса, основанного супружеской четой Уилкокс (Harvey and Daeia Wilcox). Жители городка Hollywood с большим гостеприимством приняли съемочную группу — и пошло-поехало. Чуть позже прибывшие из Европы эмигранты основали на солнечном калифорнийском побережье знаменитые студии Paramount Pictures, Universal Pictures, Warner Bros. Studio и другие.
России с ее продолжительными и холодными зимами повезло меньше. Солнечных дней в общей сложности наберется не больше трех месяцев в году. Почему «русский Голливуд» или, к примеру, аналог «Мосфильма» не был построен на юге страны, где много солнца и три моря, — вопрос, требующий длинного ответа. Крупнейшие студии в России по-прежнему находятся в Москве, частично — в Питере. И вот теперь, кинокомпанию европейского масштаба решено построить не где-нибудь, а в суровой Западной Сибири, в Ханты-Мансийске, на берегу Иртыша. Амбициозный проект затеял глава телерадиокомпании «Югра», он же руководитель студии «Югра-фильм», он же генеральный директор Фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» — Олег Урушев.
Когда в конце февраля наш самолет вместе с гостями кинофорума приземлился в аэропорту Ханты-Мансийска, на летном поле температура зашкаливала аж за 30 градусов мороза. Но когда мы оказались в теплом и уютном терминале, построенном по западным образцам, стало понятно, что попали в другую Россию. Гостеприимные хозяева фестиваля, поселив нас в четырехзвездном отеле с бассейнами, с конюшней, с саунами, ресторанами и танцплощадкой, с гордостью объявили, что в Ханты-Мансийском автономном округе добывается почти 8 процентов мировой нефти и очень много газа. Лишние вопросы отпали сразу. И уже на суперсовременные театральные комплексы и стадионы, дворцы искусств с интерьерами из белого мрамора, новые библиотеки, отреставрированные церкви, торговые центры, где покупатели расплачиваются кредитными карточками, – приезжие с большой земли смотрели как на данность, а не чудо света в глухой сибирской тайге. И вот среди этих роскошных сооружений в ближайшее время, по словам Олега Урушева, начнется строительство киностудии с гигантскими павильонами и сказочными декорациями. Аналогии с Голливудом сибирского кинопромышленника Урушева нисколько не смущают.
«Сейчас мы формируем пакет программ и фильмов на 2009-2010 годы»
«Я всегда говорю, что у нас будет Голливуд, потому что у нас самая дешевая электроэнергия. Это будет решающим фактором, может быть, в производстве фильмов. А если серьезно, то интерьеры для кинематографа и центра нужны разные, поскольку у нас в планах есть производство порядка 120 часов-серий в ближайшее время. Это 24 серии по Диккенсу, 8 серий по Владимиру Маяковскому, два детективных проекта по 12-ть серий и детский фильм action, такой, фэнтези-сказка. Для этого нужны студии и павильоны. Мы строим их всего два, а не двадцать два, как в Голливуде. Каждый по две тысячи квадратных метров. И строим большой исторический центр, гигантскую декорацию, которая будет, не только нужна нам для наших трех больших проектов, но мы ее строим, как постоянно действующую натурплощадку, которая понадобится для любого другого фильма. И к нам будут приезжать кинематографисты, арендовать, платить деньги за ее использование.
Когда мы узнали, что декорация фильма "Волкодав" на "Мосфильме" стоила 10 тысяч долларов за смену, мы решили построить лучше свою в Ханты-Мансийске, под открытым небом, на берегу Иртыша. Здесь находится Виталий Сидоренко, мой сопродюсер, автор идеи этого исторического фильма "Властимир", где главными героями будут наши молодые подростки, где будут вместо кун-фу использоваться русские единоборства, а они так же красивы, эффектны и динамичны. Такой исторический русский action. Поэтому, мы с оптимизмом смотрим хотя бы даже на то, что она будет загружена нашим производством на ближайшие пять лет. Сейчас мы формируем пакет программ и фильмов на 2009-2010 годы», — говорит Олег Урушев.
Историческая тема и тема Севера
Но историческая тема будет доминировать в репертуаре будущей кинофабрики «Югра-фильм»: «В том числе и тема Севера, — добавляет Олег Урушев. — Мы приступаем, снимаем первый полнометражный фильм по роману хантыйского автора Еремея Айпина "Божья матерь в кровавых снегах". Это неизвестные страницы истории России, когда остяки (так до советской "истории" называли хантов) в 1930-х годах восстали против большевиков и были жестоко подавлены Красной армией, против них была применена авиация.
Представляете себе, в тайге был ледяной город, который они защищали, который штурмовала Красная армия, и не могла его захватить, и бомбила его воздуха. На историческом фоне происходят человеческие трагедии, кто-то становится счастливым, кто-то несчастным. Параллельно запускаем исторический фильм о князе Меньшикове. Он закончил свою судьбу здесь, в Березово, в нашем крае. И его жизнь сегодня достаточно поучительна и современна, я вам должен сказать. Поэтому вроде как бы и с Сибирью связано, но то же время и с историей России.
Сейчас мы заканчиваем такую сагу, телесериал "Буровая", который расскажет об истории развития этого региона, но в то же время это картина о человеческих судьбах. Были разные коллизии, в том числе любовные. В то же время мы снимаем современную историю, абсолютно для денег, которая просчитана как коммерческая, — телесериал "Вызов". 24 серии уже проданы каналу "Россия", еще на 12-ть заключается контракт. В разработке еще абсолютно два коммерческих проекта, которые просчитаны и должны принести дивиденды. А есть проекты, которые, помимо окупаемости, в наших расчетах и планах должны принести еще какое-то моральное удовлетворение; за ними есть и государственные деньги».
На какие деньги строится студия
Будущая студия «Югра-фильм» будет строиться на инвестиционные средства, заявляет Олег Урушев. И вообще, всякие разговоры о том, что свои наполеоновские планы он намерен осуществить на бюджетные деньги, вызывают раздражение у главы телерадиокомпании «Югра». Кино и сериалы – для него это, в первую очередь, бизнес, а не "имиджевые" проекты.
«Телекомпания "Югра" заработала на производстве сериалов и продаже их центральным каналам уже более 3 миллионов долларов. Ни одна региональная компания столько не заработала. Только в 2007 году — я вам приведу маленький пример — начался январь, и весь прайм-тайм на канале "Россия" держал наш сериал "Вызов", 24 серии, февраль начался с премьер на Первом канале мелодрамы "Ненормальная" и триллера "Любовь и страхи Марии". Третий рейтинг у этого фильма был за неделю среди топа 20-ки кинофильмов. Поэтому для нас это бизнес. И в проектах, которые делает "Югра-фильм", нет нефтяных денег. Нефтяники очень жадные люди, они не вкладывают деньги в кинопроизводство. Им это непонятно, они лучше новую какую-то вышку купят. Первый фильм "Золото Югры" — вот там у нас были первые нефтяные деньги. Владимира Богданова [Генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз"] я два года до этого, когда работал в Сургуте, уговаривал дать на телесериал деньги, и он нам дал 7 миллионов рублей. Все! Других денег нефтяников в наших сериалах и фильмах нет. Это все инвестиционные деньги, частные деньги.
Некоторые проекты, допустим, вот такой имиджевый проект, который мы делали о Югорском Деде Морозе, позиционировали территорию как туристическую, которая не хуже Финляндии, есть бюджетные деньги — порядка 10 миллионов рублей. Так что мы сегодня как бы такая экспериментальная студия, но мы не прожигатели бюджетных денег, как почему-то многие думают. И многие говорят: "А, вот тут деньги под каждым кустом". Нет их!» — утверждает глава телерадиокомпании «Югра» и студии «Югра-фильм» Олег Урушев.