Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Эрмитаж открывает новую просветительскую программу
15.03.2007
14 марта в Эрмитаже стартует новая культурно-просветительская программа «Эрмитажная среда». Теперь в одну из сред каждого месяца в Эрмитаже будут выступать с лекциями специалисты, работающие в самых разных областях культуры.
Название «Эрмитажная среда», конечно, имеет двойной смысл: среда — это и день недели, и та самая культурная среда, ради которой, во многом, и задумана новая программа. Автор идеи и куратор Эрмитажных сред — советник директора Государственного Эрмитажа, ведущий научный сотрудник музея Юлия Кантор, которая, между прочим, объясняет, что гостями Эрмитажных сред будут в основном не сотрудники Эрмитажа: «Я, главным образом, считала, что нужно не вариться в собственном соку, а предложить и эрмитажному коллективу, и тем, кто находится за стенами Зимнего дворца, за стенами Главного штаба, некую форму публичного общения. Не пресс-конференцию и не научную конференцию, а тот жанр, который почему-то в последние годы совершенно ушел из обихода публичного, как творческая встреча, творческий вечер, вечер вопросов и ответов. Аудитория, таким образом, самая разная, с разными слоями. И возникает некий новый субстрат интеллектуальный. Посмотрим, как получится».
На первую встречу приглашен историк, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин, который расскажет об истории взаимоотношений гвардии и власти, о кавказской войне в XIX веке и ее отзвуке в наши дни: «Он [Яков Гордин] завсегдатай наших эрмитажных выставок, потому именно в Главном штабе, рядом с главной экспозицией Музея гвардии, показалось вдвойне интересным пригласить именно его и эти встречи, "Эрмитажные среды", начать именно с него», — говорит Юлия Кантор.
Для «Эрмитажных сред» уже составлена часть программы: «Вероятнее всего, в апреле мы представим петербургской публике новую книгу, вышедшую в Москве в рамках издательской программы компании "Интеррос". Компания "Интеррос" — наш давний партнер, в том числе, и в вопросах, связанных с реставрацией и реконструкцией здания Главного штаба. Вот эта книга — на самом деле, это огромный, великолепно изданный и хорошо аннотированный в научном смысле альбом, который называется «Россия. XX век. 1917 год». В ней собрано огромное количество, в том числе, впервые публикуемых документов, связанных с историей России, с Февральской и Октябрьской революцией».
Предполагается, что следующими гостями Эрмитажных сред будут кинорежиссеры — сначала Александр Сокуров, а затем Владимир Бортко, недавно отснявший в Меньшиковском дворце часть своего будущего фильма «Тарас Бульба». Все встречи будут проходить в Главном штабе, относительно новом и бурно развивающемся отделе Эрмитажа, в Розовом зале, до 1917 года служившем собственной канцелярией министра иностранных дел, а еще раньше, в первой половине XIX века, бывшем частью квартиры министра иностранных дел Карла Нессельроде.