Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Главный редактор журнала «Театр» Валерий Семеновский стал одним из лауреатов премии имени Александра Кугеля, петербургского журналиста и театрального критика конца ХIХ—начала ХХ века. Премия имени Кугеля учреждена актером Олегом Меньшиковым пять лет назад и вручается лучшим театральным критикам России, имена которых определяет жюри, состоящее из режиссеров и актеров. Валерий Семеновский в этом году разделил премию с главным редактором «Петербургского театрального журнала» Мариной Дмитриевской.
Валерию Семеновскому 54 года. Он родился в Одессе. Получил журналистское образование в Москве, работал в журналах «Театр» и «Московский наблюдатель», руководил издательством «Союзтеатр» и Центром имени Всеволода Мейерхольда. Драматург, автор пьес «Беспечный гражданин», «Кошмарные сновидения Херсонской губернии», «Учитель словесности» и других. Заслуженный деятель искусств России. Журнал «Театр» — после восстановления издания — возглавил в 2000 году.
О Валерии Семеновском говорит театральный критик, координатор премии имени Кугеля Полина Богданова: «В этом году лучшим критиком сезона стал Валерий Семеновский, главный редактор журнала "Театр". Не раз уже критики, пишущие в этом журнале, тоже получали призы. Это очень симптоматичный факт. Я вхожу в жюри вот уж пять лет, и я вижу, что практикам, актерам и режиссерам, интересны глубокие, неторопливые, так сказать, более традиционные, выдержанные статьи, чем скоропись современной газетной прессы. Что касается Семеновского, то он ведет этот журнал уже много лет с большим достоинством, занимает очень избирательную позицию по отношению к театру. Ему свойственна одна черта, которая свойственна вообще этому поколению критиков, поколению пятидесятилетних. Эта черта появляется в такой осторожной оппозиции по отношению к некоторым явлениям современной культуры, которую можно было бы назвать даже псевдокультурой, хотя она часто выступает от имени авангарда, театра XIX века или чуть ли не XXII-го. Но на самом деле эта накипь очень бурная, разбрасывающая брызги в разные стороны, шумная и как будто бы сенсационная по понятиям нынешних мелкотравчатых газет, которые гоняются за дешевыми сенсациями. По отношению к этой псевдокультуре и журнал "Театр", и Семеновский — как критик и как руководитель журнала — относится с осторожностью и, в общем, очень выдержанно и бесстрастно. Он сохраняет позицию человека, который любит подлинное творчество, подлинное искусство и подлинных художников.
Лет тридцать уже известно, что Валерий Семеновский прекрасный критик. Во-первых, он обладает блистательным пером, у него удивительный стиль. Может быть, не случайно поэтому в последние годы он занялся собственным художественным творчеством, он пишет пьесы, перекладывает классические тексты на язык сцены. Одну из его недавних работ мне как раз довелось видеть в Петербурге, по "Бедным людям" Достоевского, это очень интересный текст».