Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве, в Государственном музее Востока открылась выставка «Туркестан в старых фотографиях и керамике», на которой представлены уникальные вещи из коллекции самого музея и из Петербургского института материальной культуры.
Подавляющее большинство старинных сосудов и блюд покрыто узорным, не фигуративным орнаментом. Порой в него вплетается поучительная арабская надпись. К примеру, такая сентенция: «Безопасность заключена в молчании, и только речь обнаруживает изнанку человека с недостатками». Однако в одной витрине, где выставлена среднеазиатская керамика Х века, можно увидеть совсем иные сюжеты, — с пухлыми птичками (одна с короной на голове), двумя крупными рыбами и странно, винтом, изогнувшимся конем. Декоративное искусство Туркестана в разные столетия и на разных частях этого обширного края не было однородным.
Для того чтобы выставка состоялась — подчеркивает старший научный сотрудник Музея Востока Надежда Вишневская, — потребовалась большая подготовительная работа: «Все, что вы видите в этом зале, было извлечено из земли в осколках. Поэтому та красота, которая сейчас здесь выставлена, — это огромная заслуга наших реставраторов, которые делают просто чудеса. Мы имеем счастливую возможность показать здесь глазурованную керамику Средней Азии от момента ее появления в IX веке нашей эры. Это еще несовершенные поначалу образцы, которые уже к X веку достигают высочайшего уровня ремесла и художественной ценности. Период расцвета приходится на X-XI века нашей эры. А также необычайно интересен период нового взлета уже в эпоху Тимура в XV веке».
Екатерина Ермакова формировала ту часть выставки, где представлены более близкие нам по времени вещи: «В следующих залах перед вами керамика уже XIX века, которая совершенно другая. Можно подумать, что она взята откуда-то из других стран. На самом деле это тоже Средняя Азия. И вы можете удивиться – должно, наверное, ремесло развиваться от простого к сложному, а здесь произошло вдруг наоборот. Поздняя керамика XIX века – грубая, толстый черепок по сравнению с этим, расплывшиеся узоры. Почему произошло такое упрощение? Она стала заменяться все больше и больше фабричной посудой, которую везли из России, везли из Китая, и люди предпочитали пить чай из кузнецовских или кашгарских фарфоровых чайников».
И все-таки совсем из употребления керамика в Туркестане никогда не уходила. Ее спасли религиозные запреты: в дни поста можно было есть только из гончарной посуды.