Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Мраморном дворце Русского музея открывается персональная выставка швейцарского художника Штефана Шпихера "Цветение".
Штефан Шпихер родился в Швейцарии, в Базеле, в 1950 году. Учился в Академии Художеств в Базеле в мастерской итальянского художника B. Assenza. Много путешествовал. Был в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго), Японии, Латинской Америке, России (Москва, Санкт-Петербург), Индонезии (о. Бали).
Первая выставка художника состоялась в Индонезии на острове Бали в Seputih Gallery. Затем последовали выставки в родном городе Базеле в C. Brambach Gallery (1982, 1983, 1984, 1985, 1986). И активная выставочная деятельность в разных городах Швейцарии и других странах мира (Цюрихе, Чикаго, Сан-Франциско, Санкт-Петербурге, Москве, Токио, Милане). В России работы художника были впервые представлены в 1998 году на выставках в Русском музее и в Выставочном Зале Манеж в Москве. Несколько раз проходили его персональные выставки в Галерее Дмитрия Семенова в Санкт-Петербурге (1999, 2002, 2004).
При определении того направления, в котором работает Штефан Шпихер, художественными критиками обычно используются такие термины, как минимализм (относительно работ периода его линеарных композиций) и абстрактный экспрессионизм (относительно работ последних лет). Оба направления ориентированы на отказ от репрезентации и использование редукционистских стратегий, что, казалось бы, вполне соответствует практике художника.
Основу выставки составят работы из серии "Blossom" ("Цветение"), которые представляют собой абстрактные формулы, цветовые арабески: замысел реализуется средствами чистой живописи – драматургией линии, пятна, цвета. Но – странным образом – вы моментально угадываете какую-то натур-философскую основу образа, не мыслимую без сохранения, хотя бы в подкорке, связи с натурными, природными ситуациями. Здесь нет репрезентации, каких-либо проявлений миметического. Но вместе с тем художник явно озабочен взаимоотношениями с органикой. И избирает для визуализации этих отношений особый канал – не миметический, а, скорее, мифо-поэтический.