Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1 февраля Церковь празднует Обретение святых мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца
02.02.2007
Всечестные мощи преподобного Саввы Сторожевского оказались первыми святыми мощами, которые вскрывались (осквернялись) безбожной властью большевиков в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигорода. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, большевики это сделали дважды: в мае 1918 года и в марте 1919 года, тогда же было опубликовано официальное постановление Наркома юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. Почти 50 лет часть мощей хранила благочестивая семья Успенских. В 1985 году они были перенесены в Свято-Данилов монастырь Москвы, и в 1998 году, в юбилейный год 600-летия основания Сторожевского монастыря святые мощи основателя обители были возвращены монастырю. На торжествах по случаю этого радостного события Святейший Патриарх Алексий II сказал: "Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возрождения монашеской жизни во многих святых обителях, и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским".
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский и всея России чудотворец был ближайшим и "паче многих возлюбленный" учеником "Игумена всея Руси" преподобного Сергия Радонежского. В 1380 году преподобный Сергий Радонежский основал по просьбе Великого Князя Московского Димитрия Донского в 40 верстах к северо-западу от Троицкой обители Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в честь победы над Мамаем. Первым игуменом Шавыкинской обители преподобный Сергий поставил преподобного Савву, "видя совершенство его жизни, и честность нрава, и тихость поведения".
В 1398 году, по просьбе своего духовного чада князя Юрия, сына Великого Князя Димитрия Донского, преподобный Савва прибыл в Звенигород, надеясь скоро вернуться в Троицкую обитель, но христолюбивый князь стал просить Преподобного, чтобы "он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в отчине его, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем". Для монастыря была избрана гора Сторожи, показавшаяся Преподобному раем – "яко же небесный рай благовонными насажден цветы". Вскоре он построил деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а недалеко от нее небольшую келью. На гору потянулись иноки, искавшие безмолвного жития, и преподобный Савва принимал их с любовью.
Обитель Преподобного, более известная, как "Дом Пречистой на Сторожах", расцветала, украшалась, и далеко разносилась о ней добрая слава. Но сам преподобный Савва, избегая земной славы, ушел для подвигов за версту от монастыря, и там, в глубоком, сыром овраге, под сению густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении, безмолвии и покаянии со слезами молился Господу. Чувствуя приближение кончины, преподобный Савва, преподав братии "мир и целование", мирно отошел ко Господу 3 (16) декабря 1407 года. Тело Преподобного было предано земле в церкви Рождества Богородицы, им же построенной. Основанный преподобным Саввой Сторожевским монастырь, пережил века, неся свет Православия, вселяя надежду на спасения в сердца тысяч и тысяч верующих, обращающихся в молитве к великому игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу, притекающих к раке его многоцелебных мощей и чтущих его святую память.
Середина и конец XVII столетия - время правления царя Алексея Михайловича - стало золотым веком и для обители преподобного Саввы. Рождественский монастырский храм был расписан московскими иконописцами Оружейной палаты, были написаны и иконы для Соборного иконостаса, которые и ныне находятся там. Монастырь становится "собственным государевым богомольем". На богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович ходил пешком, шли с ночлегом и отдыхом из Москвы три дня, "богомольный выход" длился не менее недели.
В 1652 году в монастыре совершается величайшее событие - были обретены нетленными честные мощи основателя обители преподобного Саввы Сторожевского.19 января после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом, положены в дубовую раку у солеи южных алтарных дверей Рождественского собора. Дубовая рака затем была замена на серебряную, сыном Алексея Михайловича царем Феодором Алексиевичем. Официально в Святцы празднование Обретения мощей Преподобного было включено в 1887 году.
Начиная со времени своего основания, обитель служит примером тесного и душеполезного сотрудничества между Церковью и государством. Преподобный Савва был духовником семьи Великого Московского Князя Димитрия Донского, наставлял его сына Юрия Димитриевича. Во время Стрелецкого бунта в монастыре укрывалась Царевна Софья вместе с братьями Иваном и Петром и царицей Натальей Кирилловной. Петр I провел в монастыре детские годы и приезжал за благословением на Полтавскую баталию. Саввино-Сторожевский монастырь посещали практически все русские Императоры с домочадцами, особо почитали Преподобного чудотворца Великий Князь Сергей Александрович с супругой Елисаветой Феодоровной. 7 января 2004 года обитель преподобного Саввы Сторожевского посетил Президент России Владимир Путин.
У преподобного Саввы Сторожевского несколько дат празднований памяти: 1 февраля - Обретение святых мощей (1652 год), 30 июля 1847 года - перенос честных мощей под новую сень, 23 августа – день второго обретения святых мощей и возращение их в Саввин монастырь в 1998 году и 16 декабря преставление в 1407 году Преподобного игумена Сторожевской обители. В 2007 году монастырь готовится отметить 600-летие преставления преподобного Саввы, основателя Сторожевской обители и чудотворца Звенигородского. Почитает Преподобного наша Церковь также вместе с Радонежскими и Московскими святыми 19 июля и 9 сентября.
В Службе Преподобному святого Савву именуют "забралом Москве, утверждением Царствию, всем грешным прибежище".