Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российский фильм может победить на Роттердамском кинофестивале
31.01.2007
«Кино хорошее, люди — плохие. Кино хорошее, потому что оно невинно». Эту фразу несколько раз произносит в документальной ленте «В тени света» глава нью-йоркского архива экспериментальных фильмов Джонас Мекос. «Принято считать, что мы боремся с Голливудом, противостоим ему, — говорит Мекос, — но это не так. В Голливуде снимают замечательные жанровые фильмы, просто мы делаем совсем другие вещи».
Составители роттердамской программы не игнорируют традиционное жанровое кино. В этом году, например, можно посмотреть почти все фильмы Джонни То, остроумного гонконгского мастера кассовых боевиков, однако синефилов привлекают на этот фестиваль фильмы, которые вряд ли сделают большие сборы, а, быть может, вообще ни в какой прокат не выйдут. Наверняка нигде больше не удастся посмотреть радикальную корейскую картину «Безликие вещи», которая начинается как мелодрама с привкусом социальной сатиры, а завершается двадцатиминутным фрагментом порнографического фильма о копрофилах.
Далеко не столь неортодоксальная работа мрачного шутника Алекса ван Вармердама «Официант» тоже не удовлетворит приверженцев теории центрального конфликта и любителей хеппи-эндов. Герой, его играет сам режиссер, становится жертвой своего создателя, сценариста, который присутствует на экране, ненавидит персонажей и, не зная, что с ними делать, убивает одного за другим. Реконструируя сценарий, ван Вармердам все время напоминает зрителям, что перед ними вымысел, к которому нельзя относиться серьезно. Малькольм Лигрис, режиссер снятого еще 40 лет назад фильма «Замок-1», добивается той же цели совсем уж необычным способом: висящая на экране мощная лампа периодически вспыхивает во время проекции, освещая зал и, как говорит режиссер, объясняет зрителям, что фильмом можно бороться с самой концепцией кинематографа.
Итоги Роттердамского конкурса станут известны 3 февраля. Не удивлюсь, если главный приз достанется показанной в день открытия ленте аргентинца Эстебана Сапиро «Антенна», изящной имитации стилистики немецкого экспрессионизма. Серьезные шансы на победу есть и у понравившегося зрителям «Человека безвозвратного» Кати Граховской. Критики отмечают, что в российском кино еще никогда не использовался такой прием — сочетание множества перекрещивающихся историй — и сравнивают работу Граховской со знаменитой «Магнолией».