Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российский государственный архив кино и фотодокументов отмечает юбилей
31.01.2007
Кинопроекционный аппарат «КОК» Фирма «Пате», Франция, 1912 год. Передвижной кинопроектор для демонстрации немых фильмов
Российскому государственному архиву кино и фотодокументов (РГАКФ) исполнилось 80 лет. В честь юбилея сотрудники этого ведомства организовали в Москве выставку, на которой представили самые значимые, уникальные материалы своего богатого собрания: фотоальбомы, документы, дагерротипы, кино и фотоаппаратуру. Название новой экспозиции — «Россия. История в объективе. 1850-1940 годы».
В одном из залов архива на экране в режиме нон-стоп идут немые фильмы и документальная хроника начала XX века. Экскурсоводы рассказывают об истории кино и о мастерстве первых российских фотографов. Трудно поверить, но фотоизображения в России научились делать еще до отмены крепостного права. Вначале появились дагерротипы. О том, как фиксировали события полтора века назад, рассказывает научный сотрудник Росгосархива Елена Колоскова: «Дагерротипы — это отпечаток на серебряной пластине. Отпечаток этот выполнялся в единственном экземпляре, оформлялся он в различные паспарту, в данном случае у нас оформлено в стеклянный паспарту. Мужской портрет. Москва, 1850 год. Автор — Мартин Абади (Martin Abadie d`Ossone). Очень известный мастер, ателье его находилось в Москве, очень много его работ было удостоено наград на различных отечественных и зарубежных выставках. Хочу сказать, что дагерротип — это очень хрупкий портрет, он очень подвержен климатическим условиям. И если, например, условия хранения его недостаточно стабильны, то он начинает "плакать", то есть происходит какая-то химическая реакция, и он может утратить свое изображение. И еще у нас экспонируется ферротипия. Это из последних поступлений архива, они небольшого размера, всего лишь три на четыре сантиметра. Это портреты членов семьи Косорез во время пребывания в США в конце XIX века. Это изображение на металле».
Негативов в ту пору еще не существовало. Художники всегда подписывали свои работы на фирменном бланке, указывали полученные премии, награды и звания. Фамилии некоторых мастеров были на слуху: «Такие как Левицкий, Лапре, Городецкий, Пазетти? – продолжает рассказ Елена Колоскова. — Например, здесь у нас фирменный бланк фотоателье Маразовской — это первая женщина-фотограф в Российской империи, которая снимала в основном артистов, являлась фотографом Петербургской консерватории Императорского русского музыкального общества».
Фотоальбомы царской семьи
Наибольшую ценность на выставке представляют фотоальбомы 50-60-х годов XIX века, принадлежавшие императору Александру II. На них изображены павильонные портреты российского царя, его супруги Марии Александровны, детей и близких родственников. Позволить себе иметь фотографии в те годы могли преимущественно коронованные особы и очень богатые люди.
«Приезжали, как правило, в ателье с собственной мебелью, привозили с собой много костюмов, чтобы в течение дня запечатлеть себя в парадном платье, в пеньюаре. Привозили мебель, потому что они себя чувствовали более комфортно в этих условиях. Ателье располагало каким-то арсеналом мебели, от канапе до каких-то пуфов, диванчиков, для того чтобы человек, которому предстояло сфотографироваться, чувствовал себя как можно комфортнее. Выдержка была довольно длительная, и человек должен был долго позировать. Причем специальные кресла были изготовлены с поддержкой для головы, потому что нужно было держать осанку и очень долго сидеть выпрямившись.
В 1840-50-е годы широко была распространенна салонная и портретная фотография. Жанровой фотографии еще было мало, потому что в основном снимали в фотоателье. Репортажные фотографии первые появились, наверное, в последние десятилетия XIX века», — считает Елена Колоскова.
Первые киносъемки, первые камеры
Сюжетом для первой киносъемки в России стала коронация Николая II в 1896 году, и запечатлели это событие французские операторы камерой братьев Люмьер. В том же году в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в стране кинотеатр. Вскоре кинохроника в России получила довольно широкое развитие. Картины в те годы снимали на 8-ми и 16-миллиметровую пленку. Отсчет художественных фильмов начался в 1908 году со знаменитой «Понизовой вольницы» Владимира Ромашкова. В основу сюжета легла народная песня о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».Фильмы снимались исключительно на зарубежной технике.
На выставке представлены настоящие раритеты: французские камеры с приводной ручкой братьев Пате (Pathé Frères) и фирмы «Гомон» (Gaumont et Cie), немецкие киноаппараты «Эрнеманн» (Ernemann), английские «Прествич» (Prestwich). Кинокамеры с деревянными корпусами из красного дерева напоминают скворечники с видоискателем и глазком объектива. Первый исторический блокбастер того времени «Оборона Севастополя» снимали камерой братьев Пате уже на 35-миллиметровой пленке. Авторы — Александр Ханжонков и Василий Гончаров.
«Причем Гончаров, он не профессиональный кинодокументалист, предприниматель, — говорит Елена Колоскова. — Поэтому он прежде, чем приступить к этой работе, заручился поддержкой у императора Николая Второго, который разрешил съемки на натуре с использованием регулярных войск. Причем в этом фильме впервые были использованы комбинированные съемки. Все эти батальные сцены на море производились в небольшом водоеме с использованием игрушечных кораблей, тем не менее, на экране это выглядело довольно убедительно. И вообще, этот фильм критики называли в то время первым нашим супербоевиком. И бюджет у него был довольно приличный, и фильм был полнометражный. В последней части авторы снимают ветеранов обороны Севастополя. Те люди, которые защищали город-порт, подходят близко к камере по очереди и позируют, те, кто остался в живых. Съемки эти производились на натуре, на фоне уцелевших бастионов в Севастополе».
— Скажите, вот эти камеры, которые здесь выставлены в качестве музейных экспонатов, они работающие?
— Я интересовалась этим вопросом у специалистов и хранителей этих музеев, и могу сказать совершенно четко, что все камеры, предоставленные Музеем кино, камера Пате, КС-2, они все действующие.
Первые российские кинокамеры Настоящую революцию в русском кино совершил Яков Протазанов, когда снял в 1916 году камерой братьев Пате свою знаменитую «Пиковую даму» с Иваном Мозжухиным в главной роли. Режиссер впервые использовал панорамную съемку. «Вслед за Германом поворачивалась камера, — рассказывает Елена Колоскова. — Как-то приспосабливались с технической точки зрения, и можно было снимать не только статичную картинку, когда в кадре бегают герои, заламывая руки и закатывая глаза, а когда уже было какое-то движение камеры, то возникал драматизм. Крупные планы стали снимать. Освещение было недостаточное, поэтому на натуре снимали очень мало, в основном в павильонах, и крыши были полностью стеклянные, для того чтобы проникал свет в павильон. И я знаю, что использовались крутящиеся какие-то площадки, как-то зашторивались окошки — можно было сделать день или ночь. В общем, использовались различные технические приемы».
Первые российские кинокамеры появились вначале 1930-х годов. Они были изготовлены на заводах «Москинап» и «Кинап». Некоторые образцы представлены на выставке Политехническим музеем. В 1939 году в серийное производство вышла знаменитая 35-миллиметровая камера «Конвас» инженера Константина Васильева. Ее последние модификации используются в России и по сей день, хотя претензий к ней немало.
Современное игровое кино снимается преимущественно немецкими, японскими и американскими кинокамерами. Российские инженеры так и не смогли конкурировать со своими зарубежными коллегами ни до революции, ни после нее. Отсюда и обилие образцов зарубежной техники на выставке.