Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
20 января на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского состоится первое выступление в России американского джазового пианиста-виртуоза, импровизатора и композитора Брэда Мелдау (Brad Mehldau).
Послужной список, регалии и классическое музыкальное образование Мелдау объясняют выбор столь серьезной концертной площадки. Правда, поборником строгого академизма Бреда назвать никак нельзя. Он обладает безупречной техникой и авторитетом одного из самых талантливых джазменов 90-х и абсолютно свободен в своей игре и суждениях.
В отличие от множества коллег, скептически относящихся к рок-музыке, он может позволить себе двадцать минут импровизировать на радиохэдовскую Paranoid Android или плавить в "тигле" рояля разножанровых колоссов Жобима и Маккартни. В исполнении Мелдау подобные вещи не выглядят падением джазового музыканта на колени перед адской поп-машиной – его убедительность не вызывает сомнений. Импровизация для этого музыканта в первую очередь – выражение неограниченности таланта, и он принципиально не отчуждается от мелодий признанных корифеев прочих музыкальных направлений.
Большинство композиций всех своих шестнадцати альбомов Брэд Мелдау написал сам. Критики в один голос заявляют: если бы Мелдау и не был пианистом-виртуозом, он получил бы признание как композитор. Это подтверждают и работы с культовыми кинорежиссерами – его дуэт с Биллом Фризелом звучит в "Отеле Миллион Долларов" Вима Вендерса, а Стенли Кубрик использовал его композиции в своем последнем фильме "С широко закрытыми глазами".
Учиться музыке Бред начал в пятилетнем возрасте, а спустя несколько лет уже получил престижнейшую награду колледжа Беркли как "лучший музыкант всех направлений". В начале 90-х его кумиром стал великий пианист ХХ века Билл Эванс. Одно время влияние было настолько очевидно, что пресса продолжала говорить о нем и тогда, когда у музыканта сформировалась его собственная уникальная исполнительская манера. Все это немало раздражало Мелдау, да и его взгляды на музыку уже больше напоминали бунтаря Майлза Дэвиса, чем академичного фортепианного гуру.
В 1994 он записывается с другой восходящей в то время звездой джаза – саксофонистом Джошуа Редманом. В новом тысячелетии наиболее удачной совместной работой для Мелдау стала пластинка, сделанная с гитаристом Пэтом Метени. Несмотря на плотный график релизов, напоминающий о золотом веке джаза, пианист не выпускает конвейерных работ. Каждый его альбом тщательно продуман и блестяще записан. Это подтверждают и строчки джазовых чартов, в топе которых отметились практически все пластинки Брэда Мелдау.
Первое российское выступление звезды фортепианного джаза такого уровня – событие бесспорно значимое. Оставьте дома настроение, припасенное для светского раута: живость мысли и легкость восприятия – все, что вам понадобится на этом концерте. Остальное предоставьте Брэду, отмечает обозреватель журнала Ваш Досуг