Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В московском Музее архитектуры открылась выставка «Крым в огне или Огненная реконструкция Ойкумены». Это проект украинского художника Владимира Бахтова, который создает свои объекты при помощи горящих факелов.
Во время открытия выставки Владимир Бахтов продемонстрировал во дворе Музея архитектуры свое искусство, которое он называет «гелиографией», то есть рисованием огнем. Ничего особенно впечатляющего. Просто водит размашисто в темноте человек факелом на длинном гибком шесте. Однако, это только полдела. Движения Бахтова фиксируются на фотопленке в режиме длительной выдержки и получаются сплошные линии, светящиеся контуры древних объектов, на самом деле — давно разрушенных, на снимках — возрожденных. Это — огненные призраки домов, святилищ, храмов и даже весельного судна — диеры — на берегу моря. Огонь выхватывает из тьмы фрагменты реальности — волны, склон горы, кусок колонны, часть алтаря. Все вместе составляет завораживающее зрелище.
Владимир Бахтов живет и работает в древней Ольвии и ею вдохновляется: «Ольвия, на территории которой я делаю эти проекты, это археологический заповедник, — говорит художник. — Раньше на этом месте был античный город, который просуществовал целую тысячу лет. Сейчас на этом месте, естественно, то, что я называю историческим ландшафтом, — живописные холмы и остатки жилых домов, ритуальных строений, которые были в античное время. Это, безусловно, требует какого-то внимания не только ученых, но и художников. И я несколько лет подряд делаю проекты, которые условно называю реконструкцией пространства. Практически, это фиксация, рисование огнем утраченных силуэтов».
— Вы говорите — реконструкция утраченных частей здания. А как вы узнаете, какими были очертания?
— В том и секрет. Есть привязка к археологическому объекту, пусть это будет Ольвия, Херсонес или Пантикапей, археологический объект на сегодняшний день выглядит так: это, кроме холмов, которые хранят тайны, есть еще раскопы, сделанные археологами, которые открывают эти тайны. И археологи обозначают фундаменты домов, если они исчезли полностью, или просто открывают эти части строений в виде руин. Вот это и является для меня тем как бы нулевым циклом, над которым я надстраиваю то, что уничтожено временем. Практически нет ни одного здания или объекта на этой выставке, которые нарисовал бы произвольно.
Это — дань любви к рисованию, признается Владимир Бахтов. Подчеркнем: его огненные рисунки не двухмерны, а трехмерны, объемны.